Новорижское шоссе – одно из самых популярных подмосковных направлений. Интерес к нему появился в начале 2000-х годов, в то время здесь строились в основном дорогие поселки. Но постепенно предложение расширялось – появился и бизнес-класс, и самый настоящий эконом – прежде всего за счет «дальних дач». Сегодня можно сказать, что это направление успешно пережило кризис – оно продолжает оставаться лидером предложения и продаж. По данным риелторов, до 25-30% потенциальных покупателей интересуются именно Новой Ригой.
Дорога: по Москве…
Система планировки Москвы, как известно, называется специалистами радиально-кольцевой — улицы лучами разбегаются от исторического центра. Предполагается, что каждая более-менее крупная магистраль начинается у стен древнего Кремля. Но в случае с Новой Ригой нас ждет жестокое разочарование. Нет, от Манежной площади почти строго на запад (и чуть-чуть к северу) действительно уходит Большая Никитская улица. Но, достигнув Садового кольца, автомобилисты с ужасом обнаруживают, что переезда через него нет — знаки недвусмысленно требуют поворачивать направо. Развернуться можно только в районе Маяковки, а потом двигаться назад и поворачивать направо — уже в сторону периферии. Надо ли говорить, что в условиях московских пробок подобный маневр может отнять час-полтора?!
Покинув Садовое кольцо и проехав по недлинной, но извилистой Баррикадной улице, мы попадаем, наконец, на более адекватную магистраль — Красную Пресню. После метро «Улица 1905 года» она превращается в Звенигородское шоссе, затем в улицу Мневники и проспект Маршала Жукова. На этом этапе состояние трассы — выше всяких похвал: широкая, удобная. Наши эксперты особо отмечали, что здесь практически не бывает пробок — ситуация для Москвы уникальная. Местами, правда, на дороге еще идут строительные работы — но это дело временное.
С Маршала Жукова мы попадаем в Серебряноборский тоннель, который прямехонько доставляет нас к пересечению с МКАД.
…и за городом
Здесь, после МКАД, собственно и стартует Новорижское шоссе. Его строительство в качестве дублера вечно забитого Волоколамского шоссе начиналось еще в 80-е годы прошлого века — Рига тогда была нашим, советским городом, и выбранное название казалось совершенно естественным (как и Рижский вокзал в Москве).
Но вернемся к самой трассе. «Ее официальное название — автомагистраль М9 „Балтия“, — напоминает Максим Лещев, генеральный директор компании „Гео Девелопмент“. — От МКАД она проходит по территории Московской, Тверской и Псковской областей, а затем, пересекая государственную границу с Латвией, переходит в латвийскую автодорогу A12».
Трасса изначально создавалась как современная и скоростная, на ней нет светофоров, все населенные пункты она старательно обходит. «Новая Рига строилась как „синтетическое шоссе“, проведенное искусственно в обход крупных населенных пунктов, — говорит Евгений Шевченко, директор по продажам компании Multigroup. — В отличие от старых дорог, таких как Волоколамское и Можайское шоссе, на которых пропускная способность ограниченна, на Новорижском практически нет пробок».
«Удобный выезд из Москвы, три полосы в каждую сторону, хороший асфальт — данное направление с точки зрения транспортной доступности вполне оправдывает ожидания покупателей загородной недвижимости», — подводит итог Валерий Мищенко, председатель совета директоров компании Kaskad Family.
Природа: запад есть запад!
О том, что экологическая обстановка к западу от Москвы вообще лучше, широко известно. Именно это — главная причина, по которой «заповедником богатых» в наших краях стало именно Рублево-Успенское шоссе. И Новая Рига, идущая параллельно Рублевке, в целом обладает теми же достоинствами.
«Благоприятная экология — одно из главных преимуществ Новорижского шоссе, — говорит Андрей Васильев, генеральный директор компании „Загородный проект“. — Вредных производств в его окрестностях практически нет, а преимущественно западные ветры сдувают все загрязнения от Москвы в другую сторону». Еще эксперты отмечают наличие в этих местах трех водохранилищ — Озернинского, Рузского и Истринского. А Игорь Заугольников, директор департамента маркетинговых коммуникаций RODEX GROUP, обращает внимание на большое количество лесов. «Новорижское направление проходит по территории Красногорского, Истринского, Рузского, Волоколамского и Шаховского районов, — говорит он. — В них доля лесного фонда составляет в среднем 40 — 50% территории, а в некоторых местах после 50 км от МКАД и превышает 50% площади. Причем леса преимущественно хвойные — в окружении такой природы человек не просто живет, а исцеляется».
Инфраструктура: для уровня бизнес-класса
Современный человек, выбирающий коттедж в загородном поселке, нуждается, конечно, не только в крыше над головой, но и во всем том, что именуется емкими словами «качество жизни». В их числе важную роль занимают всевозможные торговые, развлекательные, спортивные и прочие объекты.
Изучая инфраструктуру Новорижского шоссе, не обойтись без сравнения с традиционным конкурентом — все той же Рублевкой. Итоги получаются неоднозначными. С одной стороны, набор объектов на Рублево-Успенском больше. «Бесспорно, на Рублевке в большей степени развита инфраструктура, рассчитанная на очень состоятельных людей, — говорит Юлия Севериненко, генеральный директор компании „ЗемАктив“. — Причем некоторые эти объекты вышли за пределы своего местного назначения, став модными „тусовочными“ местами. Это и знаменитая „Царская охота“, и „Веранда у дачи“, и бутиковый торговый центр „Барвиха Luxury Village“, и многое другое. Конечно, Новая Рига „похвастаться“ такими заведениями не может».
С другой — более-менее обычному человеку подобные места, где полулитровая бутылка минеральной воды стоит более 200 рублей, не так чтобы и очень нужны. «Мы проводили исследования и выяснили, что жители в первую очередь нуждаются в развлечениях, спортивных центрах и ресторанах в среднем ценовом сегменте, — отмечает Петр Кирилловский, директор по маркетингу объектов „ВеличЪ“ и „Lipki Парк“. — Около 77% опрошенных положительно отнеслись к строительству рядом многофункционального инфраструктурного центра». И именно эти объекты — те, которые ориентированы на жителей поселков бизнес-класса — и развиваются активно на Новорижском шоссе: супермаркеты, качественные частные школы, медицинские центры, всевозможные салоны красоты и фитнес-центры. Очень разнообразны на этом направлении и спортивно-развлекательные объекты: конноспортивные базы, поля для гольфа, аэро- и яхт-клубы.
«За последний год на Новорижском шоссе появились лучшие салоны красоты, фитнес-клубы, магазины, — категоричен Дмитрий Таганов, руководитель аналитического центра корпорации „Инком“. — Поэтому преимущества данного направления перед остальными неоспоримы».
Определенные проблемы, правда, сохраняются на большом удалении от МКАД. «Там инфраструктурные объекты в дефиците, — говорит Дмитрий Гордов, исполнительный директор девелоперской группы „Интегра“. — Даже автозаправки наиболее известных брендов заканчиваются в районе 50 — 60 км от МКАД». Но это — ситуация явно поправимая, особенно с учетом бурного развития строительства новых поселков, в том числе и на больших расстояниях от Москвы.
«Старое», которое все равно новое
Новорижское шоссе довольно специфично. Оно начало застраиваться относительно недавно, и там физически нет той «вторички», которая присутствует почти повсеместно в Подмосковье: старых «советских» дач, деревенских домов. Продающиеся здесь готовые дома уже вполне современны.
По данным аналитиков «Инком», сегодня на вторичном рынке здесь представлены в продажу около 1,5 тыс. объектов. 70 из них на расстоянии до 10 км от МКАД, 740 — на удалении 10 — 30 км, остальные — далее 30 км от Москвы. Средняя цена составляет 23,5 млн руб.
Среди наиболее дорогих предложений Людмила Ежова, исполнительный директор компании «Терра-Недвижимость», называет домовладения, находящиеся в элитных коттеджных поселках на расстоянии не далее 20 км от МКАД. «К ним относятся „Мякинино“ (1 км), „Никольская Слобода“ (9 км), „Третья Охота“ (12 км), „Павлово“ (14 км), „Усадьба Веледниково“ (18 км), „Резиденции Бенилюкс“ (19 км), „Шервуд“ (23 км), — говорит эксперт. — Площадь придомовых земельных участков у самых дорогих составляет в среднем 50 соток, площадь дома — 900 кв. м. Продаются они по цене в среднем в $ 8,5 млн. Дома выставлены на продажу как на стадии готовности под ключ с дорогой внутренней отделкой, так и на стадии готовности под чистовую отделку с применением эксклюзивных строительных материалов».
Андрей Васильев («Загородный Проект») приводит примеры более доступных по цене объектов. Например, дом в 300 кв. м на участке в 20 соток в поселке «Княжье озеро» (23 км от МКАД) с отделкой под ключ можно купить за $ 2,7 млн. Примерно в ту же сумму обойдется 400-метровый дом на тех же 20 сотках в «Бенилюксе». В поселке «Ильинский квартал» (7 км) продается дом в 580 кв. м на 11 сотках за $ 1,8 млн. Дачу в поселке «Истра Кантри Клаб» (38 км) в 250 кв. м на 15 сотках можно приобрести за $ 550 тыс.
«Первичка»: в этот раз бизнес-класс
Средняя стоимость квадратного метра коттеджей на первичном рынке Новой Риги в конце года отмечалась на уровне 94 тысяч, таунхаусов — около 86 тысяч рублей. Таковы данные Исследования рынка коттеджных поселков Подмосковья за 2009 — 2010 годы", которое провел аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости». До 15 км от МКАД средняя цена метра коттеджного жилья составляет около 142 тыс. руб., а за 100 км показатель падает в 3,6 раза — до 40 тыс. руб. то есть. Сегодня Новорижское шоссе представлено на рынке 69 коттеджными поселками, 50 поселками с участками без подряда, 21 поселком таунхаусов, тремя загородными жилыми комплексами.
Изначально застройка Новорижского шоссе велась в основном элитными объектами. Однако времена изменились — теперь здесь господствует бизнес-класс. «Новорижское шоссе — самое однородное по застройке, на нем расположены преимущественно поселки бизнес-класса, — говорит Владимир Яхонтов, управляющий партнер компании „МИЭЛЬ — Загородная недвижимость“. — Их доля на расстоянии до 30 км от МКАД составляет 93%. На долю комплексов класса де-люкс приходится не более 5%. А на расстоянии свыше 60 км от МКАД можно найти и предложение экономкласса».
В отличие от Рублево-Успенского шоссе, продолжает эксперт, на Новорижском вполне свободно можно приобрести участок без обязательного подряда на строительство в организованном коттеджном поселке. Так, в ближнем поясе максимальная цена участка без подряда составляет $ 36,62 тыс. за сотку. Надел земли имеет площадь 20 соток и расположен в коттеджном поселке «Новинки» в 18 км от МКАД. Средняя же цена участка без подряда на расстоянии до 30 км составляет около $ 25 тыс. за сотку.
Еще на Новорижском шоссе широко представлены таунхаусы, причем ценовой диапазон весьма велик. Можно приобрести как небольшую секцию в процессе строительства (109 кв. м, пос. «Покровский 2» в 2 км от МКАД, $ 203 тыс.), так и просторный таунхаус под чистовую отделку (352 кв. м, пос. «Ильинское», 10 км от МКАД, участок 5,5 соток, $ 1 млн).
Что касается самой «загородной» из всех видов загородной недвижимости,
Среди интересных новых предложений в аналитическом центре «Индикаторы рынка недвижимости» отмечают вышедший на рынок чуть больше года самый крупный поселок в Московской области — «NovoРижский» на 29 км по Новой Риге. Здесь реализуются 1106 участков с подрядом и без по 9 — 20 соток, предлагаются проекты кирпичных домов без отделки по 154 — 411 кв.м. В поселке предусмотрены центральные коммуникации. В конце 2010 года стоимость домов на участках с подрядом составляла 4 — 10 млн руб., а стоимость земли без подряда — 450 тыс. руб. за сотку.
…Кризис последних лет, конечно, нанес серьезный удар по здешней недвижимости. «Стоимость домовладений на Новорижском шоссе подверглась серьезной коррекции, которая достигала 40%, — отмечает Самир Джафаров, коммерческий директор компании 11 Invest (инвестор поселка „Баден Хиллс“). — Однако в период посткризисной стабилизации Новорижское направление демонстрировало наибольшие темпы роста цен. В 2010 году удорожание составило порядка 8%. По прогнозам, за первый квартал 2011 года рост стоимости наиболее ликвидных домовладений сможет составить до 5%».
В IRN.RU приводят следующую статистику: в III квартале 2008 года средняя стоимость коттеджей составляла почти 127,5 тысяч рублей, а таунхаусов — около 81 тысячи. К концу 2010 года эти показатели изменились: коттеджный метр стал стоить чуть менее 94 тысяч, «таунхаусный» — почти 86 тысяч рублей. Если стоимость жилья считать «объектами», то получается, что средняя стоимость коттеджа за этот период упала с 59 млн до 33 млн рублей, таунхасов — выросла с 19,5 млн до 21,4 млн рублей.
Как видим, коттеджи подешевели, а «тауны», наоборот, подорожали. «Причины этого явления следующие, — объясняют эксперты. — Во-первых, коттеджное жилье было больше переоценено до кризиса, нежели таунхаусы. Во-вторых, в посткризисный период произошло смещение спроса в пользу менее дорогого загородного жилья. В-третьих, в кризис были приостановлены продажи в поселках таунхаусов на ранних стадиях строительства, где стоимость жилья была ниже среднего уровня цен, характерного для Новорижского шоссе».
Резюме портала m etrinfo.ru
Новорижское шоссе является одним из самых интересных на нашем рынке. Прекрасное качество трассы и хорошая экология сочетаются здесь с очень равномерным составом населения. Все люди вокруг примерно одного социального уровня. Активное освоение этого направления ведет к тому, что стремительно сокращается дефицит инфраструктуры. А тот факт, что даже в кризис часть предложения умудрилась подорожать, говорит о перспективности этого направления.
Мнение эксперта:
Юлия Грибкова, руководитель отдела продаж загородной недвижимости агентства эксклюзивной недвижимости «Усадьба»:
Интерес к данному направлению стабилен. В ближайшее время достраиваются новые поселки, строятся объекты инфраструктуры. Расширяется и география спроса, теперь интерес вызывают и дома далее чем 35 — 40 км от МКАД. Основными проблемами здесь являются коммуникации и инфраструктура, основные преимущества: хорошая транспортная доступность, благополучный экологический фон.
Люди, которые предпочитают селиться на Новорижском шоссе, в первую очередь интересуются современной трассой. Все остальные требования подобны тем, которые предъявляются к поселкам на других направлениях: однородная социальная среда, охрана, магистральные коммуникации, хорошая экология. Новорижское шоссе — это некий компромисс цены и качества, и те, кто выбирает недвижимость там, хочет, чтобы цены были ниже, чем на Рублево-Успенском.