В нынешнем году сразу два крупных игрока риэлторского рынка заявили о нововведениях, связанных со страхованием. В начале года «МИАН» совместно со страховой компанией (СК) «РОСНО» запустил программу страхования всех сделок на вторичном рынке Москвы. В мае-июне к программе подключились филиалы «МИАН» в Казани, Воронеже, Уфе, Челябинске и Твери. А в июне об аналогичной программе (также совместно с «РОСНО») объявила компания «НДВ-Недвижимость» - страховая защита распространяется на все купленные с помощью компании квартиры, причем не только на вторичном рынке, но и в новостройках.
В чем причина внезапно возникшего интереса риэлторов к страхованию, что из всего этого выйдет – с подобными вопросами разбирался обозреватель портала Metrinfo.ru.
Мало или много?
Вообще-то, вопрос следовало ставить не «почему агентства недвижимости заинтересовались страхованием?», а «почему они сделали так поздно?». Титульное страхование (т.е. защита не от физических, вроде пожара или затопления, а юридических рисков) – широко распространенная во всем мире мера. Участие в сделке по приобретению недвижимости страхового агента на Западе столь же естественно, как и риэлтора или юриста.
А у нас? По данным, которыми поделилась с нами пресс-служба агентства «МИАН», в 2009 году в Москве услугой страхования титула через агентства недвижимости воспользовались не более 1% покупателей жилья. В абсолютных цифрах это – не более 150-200 полисов.
Среди причин подобного положения вещей традиционно называется менталитет населения – люди наши, дескать, совершенно не доверяют СК, не понимают, почему они должны платить деньги «ни за что». «Постарались» тут и сами страховщики: посетив недавно один из форумов в интернете, автор этих строк обнаружил массу любопытных историй на тему «СК должна заплатить, но не делает этого». От того, с каким задором и выдумкой некоторые страховщики отмахиваются от своих клиентов, просто захватывает дух. А ведь мы живем в эпоху, когда подобного рода информация расходится чрезвычайно легко – через тот же интернет…
Но есть и другие причины. Титульное страхование в тех же США – во-первых, бессрочное (т.е. владелец недвижимости платит один раз и получает пожизненную защиту), а во-вторых, без ограничения по сумме – СК заплатит столько, сколько нужно для приобретения объекта недвижимости в нынешних ценах. У нас же в Гражданском кодексе имеется ст. 942 «Существенные условия договора страхования», где в числе обязательных называются «размер страховой суммы» и «срок действия договора». Иными словами, даже если кто-то из страховщиков и захотел бы работать по принятым в мире правилам, у нас ему этого не позволили бы законы.
…И, наконец, цена. В США она составляет 0,4% (как мы помним, один раз и на всю жизнь). У нас, по информации пресс-службы «МИАН», 0,7-1,5% на срок от 1 до 3 лет. Если наш человек пожелает находиться под постоянной защитой (как при американском «титуле»), он должен будет выплачивать эту сумму каждые 1-3 года – итоговая стоимость окажется выше американской в десятки раз…
Маркетинговый ход
И все же, невзирая на все описанные выше проблемы, «МИАН» и «НДВ» вышли на рынок с титульными предложениями – и этот факт не может не вызывать уважения. Остается вопрос – зачем? Предоставим слово самим компаниям. «Мы рассматриваем данную программу исключительно как маркетинговую акцию, которая позволит получить дополнительные гарантии для наших клиентов, тем самым увеличив наш репутационный капитал», - говорит Александр Хрусталев, генеральный директор компании «НДВ-Недвижимость». «С момента основания компании основополагающим принципом работы является клиентоориентированность, - отметили в пресс-службе «МИАН». – С клиентом заключается официальный договор, все расчеты прозрачны и понятны покупателю и продавцу. Все объекты проходят обязательную проверку «юридический чистоты». И программа титульного страхования является подтверждением высокого качества оказываемых услуг и гарантии финансовой и юридической поддержки клиентов после завершения сделки, в случае возникновения проблем».
…Общеизвестно, что лучше всего способны проанализировать любые предложения конкуренты – они уж точно заметят все нестыковки, обратят внимание на все подводные камни. Поэтому мы обратились к другим риэлторским компаниям с просьбой сказать, что они думают о страховых новациях «МИАН» и «НДВ». Отвечать можно было даже анонимно.
«Две названные компании стремятся увеличить свою долю на рынке, - сказал нам представитель одного крупного агентства. – Они видят очевидный общественный запрос на титульное страхование, и поэтому хотят использовать этот аргумент при выборе клиентом агентства недвижимости». По существу, это то же самое, что говорили о себе «МИАН» и «НДВ». Правда, один из комментаторов заявил, что не исключает здесь «отмывания денег». Но – поскольку не было сказано ни полслова о том, как именно данный процесс будет здесь происходить – всерьез относиться к этим словам мы не станем. Ограничимся известной ремаркой Мольера в «Тартюфе» - «это говорит недовольный»…
Бесплатно. Действительно бесплатно
Краеугольный камень инициатив – бесплатность для клиента. «Комиссия за наши услуги не увеличилась. Мы оплачиваем полис своим клиентам, - отмечает Александр Хрусталев («НДВ-Недвижимость»). – Данная программа за счет увеличения спроса и повышения доверия к нам со стороны потребителей, позволяет нам сократить рекламные расходы».
«Программа титульного страхования не повлияла на стоимость услуг «МИАН», - говорят в пресс-службе компании. – Клиент не оплачивает дополнительные страховые гарантии». Также в «МИАН» отметили, что полисы «РОСНО» достаются им более низкой цене – страховщик предоставляет скидку «оптовому покупателю».
Также, безусловно, выгодна новация и СК: покупатели квартир приобретают «привычку» страховаться, и по истечении трех лет они, бог даст, придут и застрахуются снова. Уже по коммерческим тарифам и за живые деньги. Еще можно добавить, что, привлекая клиентов одним видом страхования (в данном случае – «титулом»), страховщики вообще напоминают о себе и могут рассчитывать на увеличение продаж других своих продуктов. В этом смысле российский рынок жилья представляет собой совершенно «непаханое поле». «Даже от физических рисков у нас застрахована сегодня только одна квартира из 20», - подчеркивает Александр Мальцев, генеральный директор компании «Century 21 Запад». Потенциал для роста здесь получается огромным.
А вы будете?
Другие участники риэлторского рынка, по их словам, не собираются запускать у себя ничего подобного. «Мы, безусловно, имеем возможность страховать титул и предоставлять клиенту наиболее выгодные условия, поскольку страховщики, зная наши возможности по экспертизе юридических документов, готовы предоставлять льготные условия, - говорит Алексей Шленов, генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Брокеридж». – В пуле наших предложений есть и эта услуга. Но мы предлагаем ее нашим покупателям, а не навязываем: приобретатель всегда должен иметь возможность выбора». «Мы не собираемся использовать титульное страхование в качестве дополнительной услуги, - отмечает Ольга Гусева, руководитель отдела маркетинга Управляющей компании «Домостроитель». – Если покупатель считает нужным, он может самостоятельно обратиться в СК. Мы ведем продажи квартир по договору долевого участия в строительстве – а это уже достаточно серьезная гарантия соблюдения прав покупателей».
От себя добавим, что «нет» в таких вопросах далеко не всегда следует понимать буквально. Может быть, некоторые компании уже ведут со страховщиками соответствующие переговоры, но – пока соглашение не достигнуто – не считают нужным предавать их огласке. И совершенно не исключено, что скоро мы узнаем о том, что еще один «кит» риэлторского бизнеса запустил свою программу страхования.
Резюме от портала Metrinfo.ru
Обращение крупных риэлторских компаний к проблеме страхования «титула» вызывает смешанные чувства. С одной стороны, это безусловный шаг вперед, к цивилизованному рынку. Да и клиентов, если разобраться, никто ни к чему не обязывает: услуга бесплатная, а не нравится тебе полис – ну выкини ты его!
С другой – существуют некоторые настораживающие моменты. Во-первых, ну никак это не «титул» - со сроком три года-то… Во-вторых, есть исторический опыт. В начале 2000-х сразу ряд московских крупных компаний ввели у себя программы собственных «гарантийных сертификатов» - сколько пресс-релизов тогда порталистам разослали, и не сосчитать. Но потом эти программы без лишнего шума прикрыли: обязательства оказались не по силам… Можно, конечно, сказать, что это была ситуация, когда сапоги брался тачать сапожник, а теперь за страхование берутся те, кто и должен им заниматься, т.е. страховые компании. Но опасения все равно остаются: кто только ни прибегал за последние 20 лет на наш рынок недвижимости, размахивая руками и уверяя, что установит на нем новые правила… И где сейчас все эти «реформаторы»?
А в общем, поживем – увидим…