Скоро получить свидетельство о праве собственности на дом или землю будет проще и быстрее. Во всяком случае, в этом журналистов недавно заверил руководитель новой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Сергей Васильев. Интернет-журналу о недвижимости Metrinfo.ru хочется в это верить. Ведь должны же когда-то закончиться всенародные стояния в часовых очередях и унижения в кабинетах чиновников.
Три в одном
Предпосылкой к окончанию мытарств обещает стать объединение трех ведомств - Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии. Росреестр – именно такое емкое название получила новая федеральная служба. Процесс слияния займет почти два года и будет не внезапным, а постепенным. Уже 1 марта объединены центральные аппараты. Офисы, машины и даже пишущие ручки, по словам Сергея Васильева, у работников упраздненных агентств остались прежние, изменилась только запись в трудовой книжке. По мере готовности к слиянию, до 1 января 2011 года будут объединены и территориальные органы этих ведомств. В некоторых регионах собираются это сделать за полгода, в Москве и области - обещают уложиться до конца года.
Зачем объединяться?
Несмотря на ряд принятых за последнее время законодательных актов, призванных упростить процедуру оформления и регистрации прав собственности, стояние в нескончаемых очередях и знакомство с крутыми ценами «толкачей» за ускорение регистрации прав на недвижимость в обход очереди продолжается.
Лично мне, в Подмосковье, причем по великому блату, работающая в земельном комитете района «специалистка» предложила оформить принятый в эксплуатацию и снабженный регистрационным Свидетельством БТИ старого типа (до 1995 года) дом с землей за тысячу долларов по курсу 25 рублей за доллар. И только на просьбу «побояться Бога» сбросила «десятку».
Что же касается «удешевления» в результате «упрощения», то в условиях кризиса вряд ли теневой бизнес захочет умерить свои аппетиты.
Но даже собрав «полный пакет», в регистрации все равно легко получить отказ. Ведь сведения, которыми располагают ведомства, подчас противоречат, а описание объектов недвижимости, их идентификация и привязка к местности не соответствуют друг другу.
Например, при выделении земельного участка «в натуре» землеустроитель ошибся и, после окончания строительства оказалось, что правый угол задней границы «заехал» в санитарную зону между участками на 0,5 м. При перемерке землеустроитель признал свою ошибку и так как интересы соседей не были ущемлены, строение не пришлось ломать. Однако могло быть и хуже, если бы это была граница не с санитарной зоной, а с несговорчивым соседом, который появился на участке уже после окончания строительства дома. Межевание было бы затруднено.
Интеграция данных различных ведомств в единый информационный ресурс по объектам недвижимости и правам на них поможет исключить дублирование. А внедрение технологий электронного взаимодействия с гражданами и организациями позволит снизить издержки и, тем самым, повысить качество предоставляемых услуг в сфере регистрации прав на недвижимое имущество.
Перспективы выглядят довольно заманчиво. Создание службы «одного окна» сократит регистрационный марафон минимум вдвое: достаточно будет отдать его сотрудникам документы и межевые дела, те сами составят кадастровый план и выдадут собственнику на руки заветное свидетельство о регистрации права.
А как же быть тем, кто именно сейчас оформляет, или уже оформил право собственности. Не придется ли им проходить все заново после создания Единого кадастра?
Сергей Васильев заверил, можно на этот счет не волноваться. До момента объединения ведомств схема регистрации не меняется. Чтобы зарегистрировать земельный участок, нужно сначала обратиться в Роснедвижимость, получить там кадастровый паспорт (технический документ на землю), а уже с этим документом записываться на прием в местную Росрегистрацию, где и выдадут свидетельство о праве собственности.
Все кадастровые планы, составленные в соответствии с законодательством, будут легитимны. «Гражданину не придется делать новый кадастровый план. Он подает заявление, а мы сами, выверим все точки координат и определим границы, и выдадим свидетельство о собственности».
Проще, значит дешевле?
Казалось бы, упрощение процесса регистрации должно способствовать его удешевлению для конечного потребителя. Однако, руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии не стал обнадеживать, сославшись на то, что государственная пошлина и так минимизирована, а частникам, работающим на рынке услуг по землеустройству, диктовать условия чиновники не вправе, оговорившись при этом, что в 65 субъектах федерации, изданы местные законы, ограничивающие взимание платы за межевание. Так, в Московской области этот предел был установален в размере 7 тысяч рублей. Но эта планка действует для государственных землеустроителей, относящихся к администрации территории. Что касается коммерческих организаций, то здесь рынок действовал и будет действовать по договоренности. И даже самые уступчивые меньше 15 тысяч цены не опускают. Тем более, что с начала нынешнего года и госконторы стали поднимать цены.
Сам собой напрашивается вопрос – почему бы не создать службу землеустроителей при Росреестре? По словам Сергея Васильева, сегодня это сделать нереально – так как крайне дорого.
Надежду на удешевление услуг по подготовке документов к регистрации, связывают с созданием института кадастровых инженеров. Они заменят специалистов БТИ, взимающих отдельную плату за составление техпаспортов и кадастров на строения, а также землеустроителей, которым сегодня приходится платить за межевое дело и составление земельных кадастров. Правда, когда институт инженеров заработает пока не совсем понятно. По оптимистичным прогнозам – в следующем году. Однако сказать, сколько специалистов придется подготовить, в новой службе пока не могут, ведь пока только идет оценка существующего рынка, и определенность появится только в августе-сентябре. В любом случае, до января 2012 года оказывать услуги будут все существующие организации, затем – только кадастровые инженеры и лицензированные частники.
Встаньте в очередь! Электронную
Одна из основных задач нового ведомства – сокращение очередей. Сегодня обсуждается законопроект, в котором предусматривается возможность отсыла гражданином заявления по почте. Более того, идет обсуждение вопроса о приеме заявлений не только по почте, но и по интернету.
Большие надежды возлагаются на инфоматы. Это то же, что и банкоматы и прочие «маты», только как предполагает Сергей Васильев, на дисплее будет выдаваться на запрос пользователя, скажем, перечень необходимых для упрощенной регистрации документов или ответ на вопрос, касающийся конкретной процедуры регистрации, а также за дополнительно брошенную монетку или жетон, можно будет получить какой-то конкретный бланк, заполнить его и отправить по назначению.
С помощью инфоматов граждане могут даже записаться в электронную очередь. Учитывая, что до сих пор в общей очереди на регистрацию «стояли» не только граждане, но и представители фирм, электронное общение, позволяющее юридическим лицам общаться с регистраторами, не выходя из офиса, значительно облегчит жизнь обычным людям.
А что же с дачной амнистией?
Разумеется, многомиллионную армию дачников сегодня волнует один вопрос - как отразится создание новой службы на дачной амнистии. Сергей Васильев напомнил, что 1 января 2010 года прекращается «упрощенная» регистрация жилых домов (Впрочем, заметим, что сейчас депутаты обсуждают возможность ее продления до 2012 года). Что же касается земельных участков, то с их оформлением, если вы не собираетесь их в ближайшее время продавать, можно и не торопиться: «голубые» и «розовые» свидетельства, различные постановления органов исполнительной власти и комитетов о выделении земли – все они будут действительны и после этой даты.
«Для того, кто не собирается ничего продавать, но хочет получить Свидетельство о госрегистрации своего права, процесс упрощен до собственноручно заполненной декларации, нарисованного от руки пограничного плана, справки от председателя товарищества о том, что границы участка не оспариваются соседями» - поясняет зампред Комитета ГД РФ по бюджету и налогам, законодательных актов и поправок, один из инициаторов закона о «дачной амнистии Геннадий Кулик.
Особо нужно подчеркнуть, что регистрация жилых домов на участках, отведенных под строительство индивидуального жилья, по упрощенной схеме по времени никак не ограничена. Речь идет о том, что до 1 января 2010 года эта процедура остается крайне упрощенной: достаточно для госрегистрации дома техпаспорта. А после этого, если никаких решений о продлении принято не будет, то к 2011 году к данному документу нужно будет приложить еще и разрешение на строительство, а через два года еще и третий документ - акт о приемке в эксплуатацию. Ну и, конечно, необходимо учитывать условия, когда было завершено строительство жилого дома: до 2005 г, с 2005 по 2010 годы или позже.
Можно, конечно, по той же «упрощенке» зарегистрировать право на жилой дом и участок даже без кадастрового документа, если вы не собираетесь продавать недвижимость. Но в таком случае и через десять, и пятьдесят лет, когда надумаете, все равно придется выполнить эту работу и, опять же, предъявить дополнительно два вышеназванных документа. Так что лучше не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.