Савёловский район, хотя и находится в Северном округе, многими воспринимается как центральный. Застраивался он в основном в послевоенное и «допанельное» время. Поэтому большая часть жилья относится к несносимым сериям, и сносу подвергнется лишь треть жилого фонда. Состояние жилья здесь, видимо, не самое лучшее, однако стоят квартиры в них недешево – дороже, чем в престижном районе «Аэропорт», не говоря уже о таких сравнительно новых территориях, как «Ясенево» и «Теплый стан», где дома еще не нуждаются в капремонте. Поэтому, задумываясь о покупке жилья в «Савёлках» имейте в виду, что на цены здесь влияет именно близость к центру Москвы.
Ждут Савёловский район и кое-какие перемены. Об этих переменах удалось узнать корреспонденту Интернет-портала о недвижимости www.Metrinfo.Ru. Сегодня здесь строят немного. Как рассказала глава управы Савёловского района Раиса Павлова в своем докладе на встрече с населением района префекта САО Юрия Хардикова, строительство жилья, финансируемого из городского бюджета, вообще не велось в районе более семи лет и возобновилось лишь совсем недавно. Одним из первых был построен дом для обманутых вкладчиков. Расположен он по адресу Верхняя Масловка, дом 28, корпус два. На 3-й улице Бебеля продолжает строиться дом для учителей и врачей.
Что касается коммерческого строительства, то и его здесь немного. Продолжается строительство коммерческого жилого дома по улице Мишина, 57, а. Заметная новостройка - жилой комплекс по адресу 4-й Вятский переулок, д. 16-18 из шести домов. Общая его площадь составила 60 тысяч квадратных метров. Комплекс снабжен подземным гаражом на 381 машиноместо.
Кстати, о машиноместах. До конца этого года планируется построить две многоуровневых механизированных парковки: одну на Башиловской, 23, другую – на Бутырской, 3.
Против чего протестуют жители
Однако развитие района натолкнулось на сопротивление жильцов сносимых домов. Так, жители двух домов серии К-7 (одной из первых «хрущобных» моделей) отказываются переселяться, опасаясь, что их отправят в другие районы Северного округа. Округ-то большой и кроме таких районов, как расположенный близко к центру Савёловский, в нем имеются и совсем отдаленные, находящиеся на самой северной границе Москвы. Правда, в случае именно с этими домами жителей никто не собирается выселять на «крайний север», ведь по закону новое жилье должно быть предоставлено в районе проживания. Их планируется переселить в стартовые дома, которые будут возведены в 1-м, 3-м и 5-м микрорайонах – на севере Савёловского района. В «протестных» домах проживает 128 семей – 282 человека.
Проблемой остается также отселение жителей жилого дома по 2-й Хуторской улице, дом 6/14, корпус 2. Этот пятиэтажный четырехсекционный дом построен в 1962 году, на его месте намечено построить детскую поликлинику.
В управе говорят, что жители протестуют и против строительства детского сада, запланированного y сносимого дома № 22 по 4-му Вятскому переулку. А детский сад району необходим, так как в очереди стоят уже шесть сотен детей.
А вот школьникам с помещениями повезло больше, чем дошкольникам. Еще в прошлом году после реконструкции и модернизации для них была вновь открыта школа № 1164. А в этом году у 1 сентября в здании бывшей 671-й школы открылась начальная школа Центра образования № 1601.
15 домов – под капремонтом
Крупномасштабного строительства в районе пока нет, зато власти начали капремонт. В прошлом году капитально отремонтированы четыре жилых здания, а ныне проходит выборочный капремонт в одиннадцати домах.
Между прочим, практически весь жилой фонд района – под контролем. Здесь работает Центр локального мониторинга (Мишина, 27), куда поступают данные со всех видеокамер, установленных у подъездов.
Обслуживают дома в «Савёлках» ГУП ДЕЗ «Савёловский» (149 домов) и ООО «ИВА-XXI» (69), а ТСЖ созданы всего в 32 домах.
Домам нарастят этажи
Жилой фонд в Савёловском районе далеко не самый изношенный, и как подчеркивает Раиса Павлова, для района выбрана стратегия сохранения существующего жилого фонда. Но, тем не менее, часть его все-таки ждет снос. Правда, начнется он, в основном, лишь после 2010 года. Из 246 домов сносу подвергнутся лишь 80. Более того, эта цифра может со временем и уменьшится в пользу реконструируемых домов.
На месте снесенных домов возведут 63 новостройки, а 41 дом подвергнется коренной реконструкции. В некоторых из этих домов будут добавлены новые этажи. Савёловский район стал первым, где была придумана такая практика. Еще в 2005 году с таким предложением вышли жители дома №32 по улице Мишина. Этот четырехэтажный кирпичный «сталинский» жилой дом и сносить-то не собирались, но жители 9 из 16 квартир пожелали достроить новые этажи за свой счет с тем, чтобы поселить там молодых членов своих семей. И это – не единственная цель. Дом, в котором не было капремонта, за время строительства приведут в порядок. Автором этой идеи стал председатель ТСЖ «Мишина, 32» Гарри Куренков. Сейчас проект находится на согласовании у руководства московского стройкомплекса, и скоро к дому будет пристроено еще четыре этажа.
«Савёлки» на рынке
Почем же квартиры в этом районе? По данным аналитического центра «Индикаторы Рынка Недвижимости IRN.RU», средняя стоимость квадратного метра на вторичке «Савёлок» на сегодня составляет 6903 доллара. Счетчик нашего портала дает нам цифру 180940 рублей за метр.
Как отмечает ведущий специалист агентства «Перевал» Виктория Гагарина, цены в Савёловском районе ничуть не ниже, чем в районе Аэропорт, который считается более престижным. Они также выше, чем в среднем по Москве. Причина этого заключается с том, что район находится почти что в центре – от ЦАО его отделяет лишь узкая полоска Бегового района.
Но, по мнению начальника отдела маркетинга и рекламы ОАО «Пересвет-Девелопмент» (ГК «Пересвет-Групп») Александра Козлова, нельзя утверждать, что данный район привлекателен для покупателей.
Здесь находится крупный железнодорожный узел - Савеловский вокзал. Полосы отвода Рижского направления негативно влияют и на экологию и на внешний вид района. «Негатива» добавляют и построенные еще в советское время промышленные предприятия. Это косметическое объединение «Свобода», «Московское учебно-производственное предприятие № 6 ВОС», «ГипроНИИавиапром», «РТИ им.академика Л.А.Минца» и т.д, большинство из них практически не работают.
Так что крупное строительство, считает Александр Козлов, возможно здесь за счет вывода промышленных зон и сноса старых зданий.
Все эти минусы и сказываются на обобщенном портрете покупателя. В основном это люди со средним уровнем дохода. Здесь не строят жилые комплексы бизнес-класса, нет крупного строительства, как в ЮЗАО и ЮАО, поэтому в основном предлагают вторичное жилье в панельных домах.
Но район удобен он с точки зрения транспортной доступности, несмотря на вечно забитую и реконструируемую Ленинградку, поблизости проходит Третье Траснспортное Кольцо, здесь расположены крупные транспортные артерии, - напоминает эксперт. Местные жители предпочитают ездить на метро, благо две станции («Динамо» и «Савёловская») вполне досягаемы.
Что касается судьбы горемычных московских автомобилистов, то по информации портала «Строительный мир», к 2010 году Вятская улица станет для автомобилистов односторонней, а 1-я Хуторская и Старый Петровско-Разумовский расширят. На 1-й Хуторской с пересечением Вятской и Бутырской улиц появится эстакада. А тоннель, построенный на пересечении Петровско-Разумовского проезда и путей Рижской железной дороги, свяжет Савёловский и Тимирязевский районы. Тоннель на Башиловской улице под железнодорожными путями будет расширен, что позволит немного разгрузить Бутырскую улицу и Дмитровское шоссе.
Потенциальным покупателям напоминаем о том, что рынок сейчас встал, цены больше не растут, и очень вероятна коррекция цен вниз. В первую очередь подешевеет низкокачественное переоцененное жилье, а такого в Савёловском районе довольно много. Хотя нельзя забывать и о другой стороне медали – здесь, главным образом, ценится близость к центру, а этот параметр очень существенный. Кроме того, многие дома идут под снос и реконструкцию, что также традиционно добавляет очков квадратному метру.
Один из характерных признаков старого московского района – сложившиеся соседские отношения. Имейте в виду, что на арендаторов хозяева смотрят в двойной лорнет, и чтобы снять там квартиру, вашу кандидатуру хозяева могут согласовывать с соседями. В этом районе люди живут бок о бок по полвека, и те бабушки, которые щелкают семечки у подъезда, дружат со школьной парты. Поэтому люди здесь очень дорожат хорошими отношениями с соседями.
Резюме Интернет-портала о недвижимости Metrinfo.Ru
Савёловский район в дорыночные времена особенно престижным не считался. Скорее, наоборот, - близость к вокзалу, «индустриальный пейзаж», суровые нравы местных жителей создавали «Савёлкам» славу рабочей «окраины». Теперь все наоборот – рейтинг района определяется местоположением, а с этим у района все в порядке. Отсюда и особенность – старый, вобщем-то жилой фонд, а влетает в копеечку. Но зато доступен тем, у кого не хватает денег на Фрунзенскую или Остоженку.
Примеры предложений в Савёловском районе
Количество комнат | Метраж | Общая цена, $ | Цена за кв. метр, $ |
---|---|---|---|
1 | 32 | 275 000 | 8594 |
2 | 45,2 | 390 000 | 8628 |
2 | 34 | 278 581 | 8194 |
3 | 65 | 500 000 | 7692 |
Источник: база данных Миэль |
Наша справка
Название район получил от Савёловского (бывшего Бутырского) вокзала.
Граница Савёловского района проходит по улицам Нижняя Масловка, Верхняя Масловка, улице 8 Марта, железнодорожной ветки рижского направления, Бутырской улице, эстакаде на Новослободскую улицу.
В XVI веке Бутырками владел боярин Никита Романович Захарьин - дед первого царя из рода Романовых, Михаила Федоровича. В 1623 году они перешли к его сыну боярину И. Н. Романову и назывались деревней Бутыркиной, в которой было только два крестьянских двора.
С 1886 года от Бутырской заставы до Петровской лесной и земледельческой академии стал ходить первый внутригородской паровозик – «паровичок» с пятью-шестью вагончиками. В первые годы перед паровичком скакал на лошади мальчишка-форейтор, трубивший в рожок. А через 13 лет из депо на Нижней Масловке вышел первый московский трамвай. В 1914 году кондуктором на этом маршруте работал писатель Константин Паустовский.
В советские времена на территории района было множество предприятий, но на настоящий момент производство в полном объеме сохранило лишь косметическое объединение «Свобода». Здание фабрики построено в 1846 году и принадлежало торговому дому «Товарищество Ралле и К°». Клуб фабрики «Свобода» сооружен по проекту знаменитого Константина Мельникова в стиле конструктивизма. Главным же памятником архитектуры следует назвать храм святителя Митрофана Воронежского который был заложен в 1892 году при детских приютах.
Жилищный фонд района составляет 247 строений, в которых имеется 21,3 тысячи квартир. При этом население района насчитывает 57 тысяч человек.