Традиционно в Москве расстояния измеряются не километрами и метрами, а минутами. «Пройдёте 10 минут и повернёте направо», – подобные фразы стали типичным способом объяснения дороги. Поэтому ценность жилья определяется в столице не только количеством квадратных метров, этажностью и типом жилья, но и тем, в скольких минутах от метро находится это жильё. Куда протянется столичная подземка и как она повлияет на цену жилья? Насколько она увеличивается в случае открытия новой станции или появления сведений об ее скором открытии? Ответы на эти вопросы попытался выяснить корреспондент Интернет-журнала о недвижимости Metrinfo.ru
Ближайшие перспективы
В последние годы строительство новых станций московского метрополитена после некоторого застоя возобновилось. Так, на Люблинской линии 30 августа 2007 года была открыта станция «Трубная», соединенная переходом с «Цветным бульваром». На той же линии 29 декабря 2007 года открыли станцию «Сретенский бульвар», а 7 января 2008 года на Арбатско-Покровской линии появилась станция «Строгино». В декабре 2009 года на этой линии появится станция «Мякинино», которая будет расположена на окраине Красногорска, а после 2015 года – «Троице-Лыково», под которую был оставлен задел и где уже имеется аварийный выход на поверхность.
В ближайшие годы планируют продлить Люблинскую линию, как на север, так и на юг.
На Севере скоро появятся станции «Достоевская» – рядом со зданием Театра российской армии, и «Марьина Роща» – вдоль Шереметьевской улицы в районе кинотеатра «Гавана».
Станция, следующая за станцией «Марьина Роща», будет называться «Бутырская», а следующая за ней — «Фонвизинская». Она откроется в Бутырском районе на пересечении улиц Милашенкова и Фонвизина. Однако это уже более отдаленная перспектива.
Недавно также возобновилось строительство южного участка Л.блинской линии «Марьино-Зябликово» с промежуточными станциями «Борисово» и «Шипиловская». Строительство этого участка началось еще в 1997 году – сразу после открытия станции «Марьино». От «Борисово» в сторону «Марьино» успели прорыть 200 метров и уложить 190 колец. Но грянул дефолт, и строительство заморозили. Теперь же строительство возобновилось, и в 2010 году обещают полностью открыть 4,33-километровый участок от «Марьина» до «Зябликово».
Станция «Борисово» будет расположена в пойме реки Городня.Один выход из нее будет на улицу Мусы Джалиля, другой, северный, выведут на Наташинскую улицу. Станция «Шипиловская» будет находиться на пересечении все той же улицы Мусы Джалиля и Шипиловской. «Зябликово» же обоснуется на Ореховом бульваре и будет соединена со станцией «Красногвардейская» Замоскворецкой линии.
С вводом в строй этого участка жителям 1-го микрорайона Братеева и обитателям домов, стоящих вдоль улицы Мусы Джалиля больше не придется выбирать между двух зол – ехать на маршрутке до «Красногвардейской» или 20 минут ждать 115-го автобуса, чтобы еще 20 минут трястись на нем до «Марьина» по змееобразному маршруту. Правда, к 2010 году пустить этот участок строители вряд ли успеют.
Продлят и Замоскворецкую линию. Она закончится станцией «Братеево», которая откроется на пересечении Братеевской и Паромной улиц. Там же, в Братееве, откроют и новое депо, а в более отдаленной перспективе Замоскворецкую линию продлят и до Капотни, и тогда жители этого самого неудобного в транспортном отношении района Москвы смогут тратить на поездку из дома в офис на час меньше, а любители животных будут добираться до Птичьего рынка без многочисленных пересадок.
Всё вышесказанное – это информация, взятая из официальных источников, в частности, это данные официального сайта московского метрополитена mosmetro.ru и постановления правительства Москвы «О плане метростроения в городе Москве на 2008-2010 г.г» № 961-ПП от 30 октября 2007 г.
Планами развития подземки «отцы города» делятся и на немногочисленных, но запоминающихся пресс-конференциях. Так, например, начальник столичного метрополитена Дмитрий Гаев в мае этого года говорил о том, что метро в перспективе может дотянуться и до Мытищ, а еще раньше рассказывал, что легкое метро планируется провести в Балашиху. Кроме того, есть вполне официальная идея «завязать» в единую систему с метрополитеном Малое кольцо железной дороги. (см. нашу статью «Проект «малое кольцо» против пробок в метро»)
Слухи, фантазии, догадки
Конечно, всех интересует, как метро будет выглядеть через 15-20 лет. По Сети циркулирует огромное количество информации, касающейся перспектив развития метро. У столичной подземки существует масса поклонников и летописцев – историков транспорта, бывших и нынешних сотрудников, диггеров и т.д. Они с жаром обсуждают горячие темы на своих форумах, в том числе и планы развития, и даже предлагают свои. Они действительно по крупицам собирают информацию (иногда пробивающуюся к ним в результате разного рода утечек), но в результате отделить зерна от плевел оказывается невозможно.
Так, например, в любительской перспективной схеме развития метрополитена аж до 2100 года говорится, что в отдаленном будущем планируется передача в состав Люблинской линии станций «Владыкино», «Отрадное», «Бибирево» и «Алтуфьево», а будущие станции «Окружная», «Лихоборы», «Селигерская», «Юбилейная», «Дегунино», «Марк», «Долгопрудная» и «Северная» передадут Серпуховско-Тимирязевской линии. Причем от станции «Селигерская» будет якобы построена еще одна ветка, от которой будет организовано вилочное движение до станций «Бескудниково», «Ангарская» и «Коровино».
Корреспондент Интернет-портала о недвижимости www.Меtrinfo.ru обратился к редактору популярного сайта Metro.molot.ru и известному эксперту в области транспорта Владимиру Свириденкову с просьбой разъяснить, откуда черпают авторы информацию для своего творчества. Так вот, по данным Владимира Свириденкова, ничего подобного сделано не будет.
Участок «Петровско-Разумовская» – «Алтуфьево» так и останется в составе Серпуховско-Тимирязевской линии, а участок «Петровско-Разумовская»- «Юбилейная» будет работать в составе Люблинско-Дмитровской линии. Конструктивные особенности станции «Петровско-Разумовская» просто не позволят осуществить такое изменение конфигурации. О продлении линии дальше «Селигерской» до таких гипотетических пока станций, как «Дегунино», «Марк», «Долгопрудная» и «Северная», речи пока не идет даже в самых отдаленных планах. Что же касается вилочного движения до станций «Бескудниково», «Ангарская» и «Коровино», то вилка там действительно предусмотрена перспективной схемой, но реализована она, если и будет, то очень нескоро.
Также, по словам Владимира Свириденкова (Metro.molot.ru), не следует верить слухам о том, что на юге «серую» линию продлят до станций «Бутово», «Новоникольская» и «Милицейский поселок» – продление Серпуховско-Тимирязевской линии южнее станции «Бульвар Дмитрия Донского» невозможно даже теоретически из-за особенностей устройства примыкания Бутовской линии.
Немало небылиц успели наворочать и вокруг еще одной официальной идеи, неоднократно озвученной перед порталистами – строительстве второй кольцевой линии предположительно в 2-3 перегонах от существующей.
Наиболее вероятный сценарий будет выглядеть следующим образом, хотя, наверняка будет меняться и он. Второе кольцо, возможно, начнут строить в восточном направлении от станции «Каширская», расположенной на самой маленькой пока Каховской линии, и эта линия соединится с Люблинской на станции «Текстильщики». Ранее предполагалось, что Второе кольцо дойдет до «Партизанской», от нее до «Черкизовской», после чего в нее войдет открытый в 1990 году участок до «Улицы Подбельского». Над этим кольцом задумались еще в самые последние советские годы: перед станцией «Черкизовская» видны отходящие вбок тоннели без рельсов — это заделы под продление Второй Кольцевой линии.
Также существует задел под пересадку на станцию Среднего кольца «Хорошевская» со станции «Октябрьское Поле» Таганско-Краснопресненской линии. Однако развал Союза отодвинул эти планы, по меньшей мере, на 30 лет. Кроме того, по информации нашего эксперта, первоначальные схемы изменились, и Второе Кольцо трассируется теперь не через «Партизанскую» – «Черкизовскую» – «Улицу Подбельского», а через «Семеновскую» – Преображенскую площадь» – «Космическая» (ныне ВДНХ). Планируется строительство кольца и в западном направлении – от «Каховской», но трассировка будет меняться еще не один десяток раз, и говорить что-то определенное можно пока лишь о восточном полукольце.
Подземка и цены: + 10%
Метро, безусловно, намного упрощает жизнь жителям тех районов, которые долгое время перебивались без него. Но у транспортной доступности есть и обратная сторона медали: появление новой станции подземки поднимает цены на близлежащую недвижимость.
Так, по мнению специалистов аналитического центра «Индикаторы Рынка Недвижимости IRN.RU», цены на недвижимость растут задолго до того, как транспортная инфраструктура улучшается. Прежде всего, в случае Москвы это заметно на динамике цен в районах, где ожидается проведение метро. При этом за счет открытия метро, недвижимость в районе новой станции дорожает примерно на 10%. Однако, как выяснилось, открытие метро оказывает влияние и на соседние районы. Так, за счет открытия метро в Строгино недвижимость подорожала в Митино подорожала на 5%, а в самом Строгино – на 10%.
«А с тех пор, как в прессе появились новости о скором строительстве станции метро в Жулебино, цены в данном районе стали не очень-то отличаться от цен в районах метро «Выхино» и «Рязанский проспект» - добавляет начальник отдела вторичного жилья отделения «Третьяковское» компании «Пересвет-Недвижимость» Надежда Семенихина. В настоящее время, квартира недалеко от метро «Рязанский проспект» стоит примерно на 200 000 рублей дороже, чем аналогичный вариант в районе будущей станции метро «Жулебино». Раньше эта разница была намного существенней».
Однако, по мнению эксперта, близость дома к станции метро имеет существенное значение главным образом в сегменте эконом-класса. Если от дома до станции метро пешком 5 или 15 минут, то существенной разницы в цене не будет. Если до дома можно доехать только на транспорте и дорога проходит через крупные транспортные развязки, а тем более МКАД (районы Новокосино, Митино и т.д.) то этот факт уже существенно влияет на цен – разница в цене составит 5–10%.
И, наоборот, для покупателей квартир в современных жилых комплексах бизнес-класса близость к метро практически не играет роли. Особенно это касается отдаленных районов. Так, по словам руководителя отдела маркетинга Группы компаний «Домостроитель» Ольги Гусевой, люди, выбирающие для жизни районы и города, расположенные за пределами МКАД, изначально ориентируются на автомобиль, как основной вид транспорта. При этом зачастую на семью приходится не одна, а две машины. Например, покупателей квартир в жилом комплексе «Парковый» расположенном в непосредственной близости от места, где, согласно планам, в 2011 году откроется станция метро «Пронская», этот вопрос меньше всего интересовал – главным вопросом была цена.
Согласен с этим утверждением и Павел Косов, директор территориального отделения «Центральное» МИАН-Агентства недвижимости. Близость к метро в районе Кутузовского проспекта, по мнению эксперта не так важна, как, например, в ВАО, где преобладает категория эконом-класса. Причем это скорее скажется на факторе ликвидности жилья, в стоимости существенного выигрыша не будет. А вот тем, кто покупает квартиру с целью сдачи внаем, близость или удаленность от метро не может быть неинтересна. Такие квартиры будут более ликвидными и будут лучше окупаться.
Вообще-то, квартира в пяти минутах ходьбы от метро и в будущем окажется более предпочтительной, чем та, от которой даже на машине придется добираться до метро более получаса, - считает специалист компании «Перевал» Виктория Гагарина. Рост числа и протяженности дорожных пробок приведет к тому, что многие автовладельцы всё чаще будут пользоваться подземным транспортом, хотя бы как вспомогательным.
Резюме Интернет-портала о недвижимости Меtrinfo.ru
При выборе жилья такой фактор, как близость метрополитена, несмотря на рост «поголовья» личного транспорта, не утратит своего значения. Расстояние в минутах до метро - по-прежнему интересует покупателя и при выборе будущего жилья, возможно, стоит ознакомиться и с планами развития метро. Конечно, - с официальными. А их можно легко найти , прежде всего, на официальном сайте московской подземки.
Какие районы будут осчастливлены метрополитеном
Станция | Линия | Район, в котором откроется станция | Средняя стоимость жилья на сегодня рубкв.м. | Предполагаемое время открытия |
---|---|---|---|---|
«Славянский бульвар» | Арбатско-Покровская | Фили-Давыдково | 13 7600. | 2008 |
Достоевская | Люблинско-Дмитровская | Мещанский | 156 000 | 2008 |
«Марьина роща» | Люблинско-Дмитровская | Марьина роща | 150 400 | 2009 |
«Волоколамская» | Арбатско-Покровская | Митино | 121 250 | 2009 |
«Технопарк» | Замоскворецкая | Нагатинский затон | 139 700 | 2009 |
«Новокосино» | Калининская | «Новокосино» | 109 000 | 2010 |
«Борисово» | Люблинско-Дмитровская | Зябликово-Братеево | 122 250-124 200 | 2010 |
«Шипиловская» | Люблинско-Дмитровская | Зябликово | 124 200 | 2010 |
«Зябликово» | Люблинско-Дмитровская | Зябликово | 124 200 | 2010 |
«Братеево» | Замоскворецкая | Братеево | 122 250 | 2011 |
«Митино» | Арбатско-Покровская | Митино | 121 250 | 2011 |
От станции «Выхино» в район Жулебино | Таганско-Краснопресненская | Жулебино | 107 950 | 2011 |
Источники: Официальный сайт московского метрополитена, Интернет-портал о недвижимости Metrinfo.ru |