Закладка денег в банк: доверяй, но проверяй

Напомним читателю, что наш Интернет-журнал о недвижимости Metrinfo.Ru буквально по косточкам разобрал этапы процесса покупки квартиры – от обзвона вариантов до внесения аванса. Какой этап следующий? Продавец должен договориться с покупателем о сроках выхода на сделку, собрать пакет документов, выбрать банк, где придется хранить деньги до регистрации.

Данная статья является справочно-информационным материалом, вся информация в ней представлена в ознакомительных целях и носит исключительно информационный характер.
Оценить квартиру в Москве и Подмосковье – Онлайн калькулятор

О том, как грамотно подготовиться к сделке, рассказывает судья третейского суда, председатель комитета защиты прав потребителей риэлторских услуг Московской Ассоциации риэлторов, член комитета по этике РГР Вероника Панкова.

UNO Соколиная гора. Будь первым! Старт продаж. Новый жилой комплекс бизнес-класса у парка Измайлово. Квартиры от 9,2 млн. Рядом метро
Реклама
Застройщик: АО ГК ОСНОВА. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Подробные условия акций смотрите на сайте gk-osnova.ru.

Шаг первый. Сначала - обязательные документы
Все документы, собираемые продавцами на этом этапе, можно разделить на две категории: обязательные, то есть необходимые для проведения сделки, и необязательные, но нужные для дальнейшего спокойствия покупателя.

Документов, необходимых для проведения сделки, не так уж и много:
- правоустанавливающие документы;

- справки из БТИ. С 1 марта этого года в БТИ вместе со старой справкой «поэтажный план + экспликация» выдают кадастровый паспорт квартиры. «Добыча» этих справок через ОАО «Мосжилрегистрация» обойдется примерно в 4500 рублей;

- выписка из домовой книги;

- отчет об оценке рыночной стоимости квартиры. Он понадобится, если квартира покупается по ипотеке. Это довольно трудоемкая процедура. Надо привести оценщика в квартиру, затем съездить в оценочную компанию, забрать оценку, отвезти в банк и в страховую компанию. Имейте в виду, что оценочная компания должна быть аккредитована в банке, который выдает заемщику ипотечный кредит. Услуга по оценке квартиры эконом-класса может обойтись в 4-4,5 тысяч рублей;

- разрешение опекунского совета на продажу. Оно необходимо только в тех случаях, когда ребенок является собственником, либо сособственником квартиры. Когда ребенок просто зарегистрирован в квартире, разрешение на продажу органов опеки не нужно. Исключение - случаи, когда при приватизации были нарушены права детей. Если в 1991 - 94 гг. ребенок не был включен в число сособственников при приватизации, то сегодня он не является собственником квартиры. По закону считается, что его права были нарушены. В этом случае за разрешением на продажу необходимо обращаться в органы опеки.

Прохождение опекунского совета - процесс непростой. Требования опекунских советов к форме подачи документов разные не только в регионах, но и в столице. Некоторые органы опеки требуют предъявления подлинников правоустанавливающих документов. Кому-то достаточно копий. Кто-то требует присутствия продавцов альтернативной квартиры, иные желают видеть покупателей недвижимости.

- согласие супруга. Его берут в том случае, когда квартира приобреталась во время брака. В этом случае квартира считается совместно нажитым имуществом, даже если официальный собственник – один.

Шаг второй. Запасемся необязательными документами
Опытные агенты по недвижимости требуют с продавца, либо собирают сами еще ряд бумаг, позволяющих в дальнейшем покупателю квартиры спать спокойно.

- справки из психоневрологического и наркологического диспансеров. Никогда не помешают, только лишний раз подтвердят дееспособность, вменяемость и трезвую память продавца на момент сделки;

- копия финансово-лицевого счета. Она не нужна для проведения сделки, но риэлторы берут этот документ. Бывает, что в квартире никто не прописан, а в копии финансово - лицевого счета значится посторонний человек;

- справки об отсутствии задолженности за коммунальные услуги, электричество и телефон, позволят спокойно спать покупателю. Например, приходится сталкиваться с продавцами квартиры, скрывающими задолженность (чаще за электричество) на сумму 20 - 30 тысяч рублей;

- нотариально заверенные согласия на продажу или отказы от претензий членов семьи. Они собираются в зависимости от ситуации с правоустанавливающими документами. Часто бывает, что подобные документы не нужны для проведения сделки, — только для того, чтобы покупатель ни о чем не волновался.

Шаг третий. Какой банк предпочесть?
На этапе подготовки сделки стороны определяются, в каком банке пройдет закладка денег.
Обычно риэлтор заранее готовит документы в банке, заказывает ячейки, сообщает паспортные данные людей для подготовки дополнительного соглашения. Опытные агенты проводят большую предварительную работу, чтобы закладка заняла минимум времени. Если этого не сделать, то подготовка договоров и непосредственно закладка могут занять целый день. А это значит, что все люди, задействованные в сделке, вынуждены будут провести все это время в банке.

Вообще, к выбору банка, в котором будет происходить закладка денег, надо отнестись очень серьезно. Если это ипотечная сделка, то, как правило, покупатель банк не выбирает. Такие сделки проходят в банке, выдающем кредит. Во всех остальных случаях банк придется выбирать. При этом надо помнить о нескольких моментах:

- не во всех банках есть банковские ячейки.
- не все банки, в которых есть банковские ячейки, работают по сделкам с недвижимостью.

Желательно заранее ознакомиться с условиями доступа к банковским ячейкам. Некоторые банки могут насторожить странными условиями. Например, в столице есть банк, в котором доступ к банковской ячейке имеют и продавец, и покупатель в любой момент, что, конечно, совершенно недопустимо.

Еще один момент. Очень многие продавцы и покупатели недвижимости стремятся рассчитываться через Сбербанк, так как фактор доверия к нему очень высок. Но надо помнить о том, что, к сожалению, не все отделения Сбербанка работают по сделкам с недвижимостью, даже если у них есть ячейки.

Если сделка проходит через агентство недвижимости, то риэлторы предложат провести взаиморасчеты в банках, специализирующихся на сделках с недвижимостью. У них, как правило, отвечающие интересам продавца и покупателя условия доступа к ячейке, а также приемлемая стоимость аренды ячейки. Арендовать банковскую ячейку сегодня можно по цене до 1000 рублей. Большие расходы придется понести по оформлению дополнительного соглашения. В среднем оформление дополнительного соглашения по доступу к ячейке обойдется сегодня в 2-3 тыс. рублей.

Дополнительные расходы ложатся на продавца, если он заказывает в банке проверку купюр. За это продавцу квартиры придется заплатить в среднем 0,1% от суммы проверяемых денег. Причем, некоторые банки реально проверяют купюры, упаковывают их и ставят на пакетах свои штампы, а некоторые просто пересчитывают деньги.