При сделках с недвижимостью принято, что покупатель вносит продавцу некую сумму в подтверждение серьезности своих намерений. Явление это абсолютно здравое: слова, как известно, летучи. Любой опытный риэлтор расскажет десятки историй о том, как клиенты на просмотрах клянутся, что покупают квартиру завтра, но через пару часов перезванивают и говорят, что передумали. Так что единственным доказательством готовности приобрести товар являются только переданные деньги. Что же передают покупатели продавцу – аванс, задаток, предоплату, и к чему обязывают тех и других внесенные деньги?
Китайская грамота
Сделки с недвижимостью – это «епархия» Гражданского кодекса РФ. Соответственно, в ГК РФ и поищем, какие формы предварительных платежей подойдут для наших целей. Таковых обнаруживается две: задаток и предварительная оплата.
Между этими понятиями существуют различия, понять которые неюристу совершенно невозможно. Например, задаток – это «денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения» (ст. 380 ГК). Определение предоплаты дают экономические словари – «предварительная выплата заказчиком определенной денежной суммы в счет предстоящих платежей за поставленные ему товары, выполняемые для него работы, услуги», причем называют ее «авансом». В Гражданском Кодексе самого термина «аванс» просто нет, а статье, посвященной предварительной оплате присвоен номер 487.
Для простого смертного, это «китайская грамота», совершенно неприменимая в практической жизни. Поэтому обратимся сразу к аспекту простому и очевидному. И задаток, и предоплата не возвращаются покупателю, если он откажется от покупки.
А вот если сделка срывается по вине продавца, последствия будут разные. Задаток подлежит возврату в двойном размере, да еще и «сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить другой стороне убытки» (п. 2 ст. 381).
Предоплата подлежит просто возврату, однако здесь несостоявшийся покупатель вправе потребовать проценты за то, что продавец некоторое время использовал его деньги (п. 4 ст. 487).
Заключайте соглашения письменно
Передача любых денег, как бы они ни назывались, должна сопровождаться заключением между сторонами соответствующего соглашения. На этой стадии лучше не пожалеть бумаги, прописав все – это если избавит в будущем от различных «разборок», то по крайней мере снизит вероятность их появления.
Что должно фигурировать в соглашении:
Первое – сумма, которую вы передаете продавцу.
Второе - подробное описание продаваемого объекта – с адресом, основными характеристиками (количество комнат, площадь). Т.е. так, чтобы исключить в будущем любые разговоры о том, что подразумевался какой-то другой объект.
Третье – цена квартиры. Здесь все очевидно: недобросовестный продавец может сказать, что продавать он не отказывается, но только цена квартиры превратилась из $400 тысяч в миллион. Не согласны? Значит, это ваши, покупатель, капризы.
Четвертое - сроки, в которые стороны обязуются заключить основной договор купли-продажи.
Пятое - различные дополнительные условия – по порядку оплаты, передачи квартиры после сделки и т.п.
Одним словом – повторимся – не жалеть слов и бумаги, здесь ничего не будет лишним.
Почему в Москве используют авансы
Теперь зададим простой вопрос: а что используют в своей работе практические риэлторы? Они берут и дают авансы. Напомним, что в нашем основополагающем ГК РФ этого термина в просто нет! «Аванс, по большому счету, продавца ни к чему не обязывает, если дополнительно не проговорены пени или неустойки (штрафы) в договоре», - говорит Андрей Полищук, директор локального офиса «Хамовники» Агентства недвижимости DOKI.
Сергей Лупашко, президент Группы компаний «Рескор», считает, что аванс и был изначально выбран по этой причине – его не надо будет в случае чего возвращать в двойном размере. Обвинять риэлторов тут вряд ли разумно: работающие на вторичном рынке агентства оперируют не своими квартирами, а договоры подписывают как раз от своего имени. Получается, что если продавец раздумает продавать, агентству придется отвечать своими деньгами.
«Договоры о задатке используются на практике, но очень редко, - отмечает Игорь Капустин, эксперт по недвижимости агентства «Кутузовский проспект». – В основном в случаях, когда продавцом выступает физическое лицо (например, сам собственник или его доверенное лицо). Агентства, как правило, работают по договору аванса, поскольку обязать собственника продать квартиру не может ни одно агентство, ни один суд».
Ту же мысль высказывает и Вероника Панкова, председатель Комитета защиты прав потребителей риэлторских услуг МАР, генеральный директор компании «Пенаты»: «Если я начну рекомендовать своим клиентам брать именно задатки – то через месяц-другой мне придется закрыть свое агентство недвижимости. И дело, боюсь, этим не ограничится – будет еще шлейф судебных исков от клиентов, которые посчитают, что я давала им рекомендации, которые привели к финансовым потерям».
Андрей Полищук, однако, считает, что риэлторы пользуются как авансом, так и задатком – это во многом зависит от конкретной ситуации. «Еще лет десять назад преобладали задатки, лет пять назад – 50 на 50, на сегодня преобладают авансы со штрафными санкциями в случае отказа покупателя от покупки (от 50 до 100% от суммы авансового платежа)», - отмечает эксперт. Он также соглашается с тем, что агентство недвижимости не может принимать задаток. «Это может делать только сам собственник, - говорит он. – И такой шаг обяжет этого собственника относиться более ответственно к процессу сделки».
Елена Голубева, управляющий компании «ХИРШ», отмечает, что всестороннее распространение авансов – исключительно московское явление. В остальных регионах России риэлторы работают с задатками – и это идет только на благо, поскольку дисциплинирует все стороны сделки.
Бедненький покупатель…
Итак, аванс в нынешнем виде защищает интересы только продавца – если покупатель раздумает, деньги остаются у владельца квартиры. А вот покупатель абсолютно незащищен: продавец может подержать аванс месяц-другой, а потом вернуть его. И по закону окажется абсолютно прав. То, что покупатель понес вполне ощутимые потери (во-первых, перестал на это время искать квартиру, а цены существенно уехали вверх, во-вторых, сама подготовка к сделке тоже стоит денег), вроде как никого не интересует.
Минувшим летом автор этих строк сам находился в процессе покупки квартиры. Разговоры с продающей стороной все время развивались по одной схеме:
- У вас альтернатива? За сколько сможете подобрать вариант?
- За две недели! Железобетонно!
- А давайте я дам вам не две недели, а месяц, но бумагу, которую мы подпишем, назовем не «соглашением об авансе», а о «задатке»?
- Ни в коем случае!
Одним словом, как, извините, «ртом хлопать», обещая все что угодно – это пожалуйста. А как отвечать за свои слова рублем (или долларом) – это мы пас…
… и несчастненький риэлтор
Страдают и риэлторы – по крайней мере, они сами так говорят. По оценке Михаила Гороховского, первого вице-президента корпорации «БЕСТ-Недвижимость», в период активного роста цен из трех уже согласованных (даны авансы, начался сбор документов) сделок разваливаются две. Другие эксперты, правда, приводят другие цифры – по данным Елены Голубевой, распадаются «только» 40%. Но и это все равно очень много.
При этом лежащий на поверхности вариант – договориться и начать работать с задатками либо придумать еще какие-то варианты, дисциплинирующие продающую сторону – отвергаются как заведомо неразумные. Аргументы тут такие: мы не можем давить на клиентов (их и так мало), переходя на такую форму, агентство ставит себя в невыгодные условия по сравнению с конкурентами…
Насчет того, что нельзя давить – тут можно поспорить. Люди, наблюдающие за московским рынком лет 10-15, прекрасно помнят, что в первой половине 90-х тут практиковались «свободные договоры» — владелец квартиры обращался в десяток компаний, предлагал им продать, и в итоге все десять начинали работать. Комиссионные, понятно, получал только кто-то один (да и то не факт: случалось, что продавец передумывал), остальные же бегали даром. Агентства с этой ситуацией активно боролись, и в итоге привили рынку работу по «эксклюзивам» - теперь продавец заключает с агентством договор, в котором, помимо прочего, обязуется не иметь дело с другими посредниками и не пытаться продать квартиру самостоятельно. Понятно, что введение эксклюзивов не все клиенты воспринимали радостно, некоторые хотели прежних вольностей, однако агентства проявили твердость – или так, или никак! Что мешает сегодня, если действительно надо?
Резюме Интернет-портала о недвижимости Metrinfo.Ru
Есть такое понятие – «хозяин рынка». На рынке московской недвижимости, которая практически постоянно дорожает (кризисы если и случаются, то не очень долгие и последующий рост всегда в разы перекрывает снижения), в роли «хозяина» всегда выступает продавец. Именно он может сколь угодно много капризничать, и любые попытки давить на него заканчиваются, что он найдет другого покупателя и другого риэлтора. И это, вероятно, самая горькая правда для покупающих.