Автотрассы Подмосковья обрастают недвижимостью нового типа – быстровозводимыми складскими модулями гигантских площадей и неожиданно ярких расцветок. Их уже много, а будет еще больше: спрос компаний, рассматривающих центральный мегаполис как грандиозный рынок сбыта и торговую перевалочную базу, не удовлетворен. Эксперты рынка говорят об этом со всей категоричностью и единодушием.
Москва на фоне других столиц
В советские времена рынка складской недвижимости практически не существовало, более того, с тех пор в этой области мы умудрились унаследовать главное качество советского метода хозяйствования – тотальный дефицит. По данным компании Jones Lang LaSalle, доля свободных складских площадей по ситуации на второй квартал 2007 г. составляла всего лишь 0,6%. Это самый низкий показатель в Европе. Для сравнения: в Милане он составляет 2,8%, в Будапеште 7,5%, а в Варшаве – 8,5%. Отметим, 0,6% – это показатель столичного региона, который сосредотачивает 30% всех грузопотоков страны.
По оценке компании Colliers International, неудовлетворенный спрос на помещения класса А составляет около 1,5 млн. кв. м. Аналитики компании отмечают неудовлетворенный спрос на специализированные склады, в частности на склады-холодильники и склады фармацевтического назначения.
Специалисты компании «Новая площадь» отмечают, что спрос на складские помещения международного класса явно превышает предложение. По мнению ведущего специалиста компании Владислава Лукиана, о насыщении рынка можно будет говорить, если предположить, что до конца 2007 г. будет предложено не менее 3 520 000 кв. м качественных площадей. Но переизбытка предложения, говорит В.Лукиан, не наблюдается даже в малопригодных для хранения помещениях класса С и D. На объекты класса А и В пул потенциальных арендаторов выстраивается за 2-7 месяцев до сдачи объекта в эксплуатацию.
Андрей Бушин, генеральный директор компании «МИЭЛЬ - Коммерческая недвижимость» отмечает, что большим спросом пользуются качественные складские площади, в то время как основная масса объектов представляет собой помещения класса С, и это, как правило, — реконструированные промышленные предприятия.
Особенности спроса
Самыми востребованными направлениями, по данным Colliers, остаются:
- Южное направление (Каширское и Симферопольское шоссе);
- Юго-восточное направление (Новорязанское шоссе);
- Северо-западное направление (Ленинградское шоссе);
- Западное направление (Минское и Киевское шоссе).
Наибольшим спросом пользуются крупные склады площадью свыше 10000 кв. м, в которых заинтересовано 43% потенциальных пользователей складских помещений. Спрос на такие помещения формируют крупные логистические операторы и сетевые ритейлеры.
Увеличивается спрос на складские помещения площадью 5000-10000 кв. м. За первое полугодие 2007 г. спрос на данные площади составил 26% от общего объема спроса на помещения класса А и В.
Стабильным спросом 20% пользуются помещения площадью от 3000 до 5000 кв. м.
Спрос на еще недавно самые популярные помещения площадью от 1000 до 3000 кв. м, составил в первом полугодии 2007 г. 11% от общего объема.
По мнению В.Лукиана («Новая площадь»), наибольший объем предложения прогнозируется в классе «А», по мере выхода проектов объемом от 250000 кв.м., которые для рынка Московской области становятся уже традиционными. Управляющие компании стремятся сдавать в аренду блоки от 20000 кв.м., практически оставляя за бортом игроков малого и среднего бизнеса (около 23%), которым нужна маленькая «нарезка» складских блоков по 3000 – 5000 кв.м.
И еще один показатель, объясняющий «складской бум» Московского региона. По обеспеченности складскими площадями на 1000 жителей (около 187 кв.м. при совокупном объеме площадей в классе «А» и «В») регион значительно отстает от деловых центров как центральной и восточной Европы. Если же проанализировать исключительно класс «А», то показатели России - одни из самых низких в Европе (около 74 кв.м. на 1000 жителей).
Дефицитное предложение
Если разделить рынок Москвы и области, то картина получится любопытная. По данным компании Russian Research Group (RRG), в связи с выводом большинства промзон за пределы МКАД, производственно-складские площади стали относиться к разряду невосполняемых ресурсов рынка коммерческой недвижимости Москвы.
В сегменте производственно-складских помещений наблюдается снижение объема предложения. В первом полугодии 2007 г. общее количество экспонируемых за шесть месяцев помещений составило 133 шт., что на 20% меньше количества помещений, предлагаемых в первом полугодии 2006 г.
Общая площадь предложений упала до 0,68 млн. кв.м, что на 52 % меньше общей площади предложений за первое полугодие 2006 года.
Цены на аренду
Ситуация дефицита порождает уровень цен, который, по оценкам специалистов — самый высокий в Европе.
По данным «Новой площади», средневзвешенная ставка аренды в классе «А» достигает $127 кв.м./год, по классу «В» - $114 кв.м./год. Но не стоит забывать, что арендатор оплачивает эксплуатационные и коммунальные платежи, использование офисных и технических помещений и зон отстоя длинномеров и малогабаритного транспорта. В целом совокупная ставка в классе «А» может превышать $195 кв.м./год, а в классе «В» - $152 кв.м./год.
Игроки, доходность, схемы
Самая активная группа действующих лиц на рынке - это компании транспортно-логистического сектора, котораые, отходя от практики отвлечения из активного бизнеса собственных средств, прибегают к более изощренным методам бизнес-экспансии. Компании заключают форвардные сделки, контракты по схеме sales lease back, характерные для западных рынков, косвенно подтягивая вторую группу игроков – финансово-банковские структуры.
В целом же перечень собственников настолько разнообразен, что говорить о четкой дифференциации сложно. Руслана Суворова, руководитель отдела складской и производственной недвижимости компании Praedium, считает, что собственниками являются пользователи складов – провайдеры логистических услуг, ритейлеры, торговые компании и институциональные инвесторы. При этом увеличивается доля собственников–профессиональных владельцев недвижимости инвестиционных фондов.
Эксперты говорят, что для инвестирования складской сегмент менее доходен, нежели офисный или торговый, хотя разница не столь значительна. Но с точки зрения архитектуры и технического цикла складская недвижимость менее рисковая и более инвестиционно-привлекательна. Расчеты В.Лукиана («Новая площадь») говорят о том, что доходность этого бизнеса доходит до 14,3%. Ставки капитализации колеблются от 10,7 до 12,9%. Срок окупаемости составляет 5,5-7 лет (в среднем, склад-автомат – 6 лет, склад со стеллажами – 8,2 года). По оценкам МИЭЛЬ, в среднесрочной перспективе рост розничного товарооборота и импорта будет превышать 10% в год, что делает инвестиции в складской сектор надежными и доходными. Срок окупаемости таких объектов в среднем варьируется от 5 до 8 лет.
Сложности и проблемы
Если доходность рынка довольно высока и спрос на складские квадратные метры значителен, почему же столь долгое время не удовлетворяются нужды клиентов?
Дело в том, что к обустройству склада, а главное, к его местоположению предъявляются довольно непростые требования. В группе компании ЭСПРО, реализующей сейчас два крупных проекта складских комплекса (индустриальный парк в Ногинском районе площадью 62 га и индустриальный парк «Кулон-Истра» в 40 км от МКАД, первая очередь – 50 тыс. кв.м), приводят целый перечень требований к подобным объектам и их расположению:
- участки земли промышленного назначения;
- низкая загруженность трассы (но таких почти нет, кроме Новорижского шоссе, где мало земель промназначения);
удобство заезда и выезда; - большие площади, способные вмещать несколько функционально разных объектов;
- наличие ж/д ветки приветствуется (особенно если она может заходить на участок);
- наличие крупных населенных пунктов, потому что это ресурсы и инфраструктура, потенциальные сотрудники комплексов;
- наличие дополнительного объема коммуникаций на случай, если арендатору это понадобится;
- при покупке территорий бывших промзон есть свои сложности, в частности, приходится проводить демонтаж, согласовывать новый проект.
Прогнозы в пользу Подмосковья
Абсолютно очевидно: складской сегмент обречен на развитие, если, конечно, политическую и экономическую ситуацию не подстерегают какие-либо катаклизмы и неожиданности. Российские и зарубежные специалисты предрекают сохранение уровня текущих арендных ставок, как минимум до 2009 года. До 2008 года вероятен ввод 2,4-2,7 млн квадратных метров складских площадей высокого класса, но даже это не насытит рынок полностью. Как и прежде, спрос на качественные объекты будет расти. В связи со сложностями с земельными участками, конкуренция девелоперов усилится и отчасти их интерес сместится в региональную нишу.
Что касается Москвы, то из-за перегруженности транспортной инфраструктуры города ожидать масштабного развития складской недвижимости внутри города не приходится. Но это не значит, что складов в Москве не будет. Всегда найдутся потребители, которым склад понадобится в столице.
В области складская логистика будет развиваться на всех направлениях. Основной объем – в пределах бетонного кольца. Степень активности рынка во многом будет определяться привлечением выгодных западных инвестиционных инструментов. Договоры аренды будут заключаться на сроки более 10 лет. В плане контрактных отношений потенциальный арендатор будет иметь право выбора и предопределения удобных для него условий аренды складских помещений.
Объекты недвижимости складского назначения, построенные в Москве с 2000 года
Адрес | Округ | Год постройки | Общая площадь |
---|---|---|---|
Авиамоторная ул., 6, стр.20 | ЮВАО | 2005 | 3 597 |
Чермянская ул., 2, стр.8 | СВАО | 2003 | 14 743 |
пр. Стройкомбината, 6А | ЗАО | 2003 | 3 903 |
Ижорская ул., 8А | САО | 2005 | 3 909 |
Рябиновая ул., 45, стр.20 | ЗАО | 2002 | 3 925 |
МКАД, 31-й км, вл.12, стр.1 | ЮАО | 2000 | 4 762 |
Рябиновая ул., 44, стр.27 | ЗАО | 2000 | 4 804 |
Алтуфьевское шоссе, 41, стр.6 | СВАО | 2004 | 5 854 |
Промышленная ул., 11А, стр.45 | ЮАО | 2002 | 6 588 |
МЖД, Киевское, 5-й км, 1, стр.2 | ЗАО | 2000 | 6 663 |
ул. Верхние Поля, 59Д | ЮВАО | 2003 | 9 144 |
ул. Подольских Курсантов, 17, кор.2 | ЮАО | 2002 | 9 343 |
Промышленная ул., 11А, стр.47 | ЮАО | 2005 | 10 803 |
Дорожная ул., 3, кор.6 | ЮАО | 2004 | 16 177 |
Лобненская ул., 18, стр.5 | САО | 2004 | 17 055 |
Салтыковская ул., 26, стр.2 | ВАО | 2006 | 18 441 |
ул. 8 Марта, 14, стр.1 | САО | 2000 | 9 455 |
2-й Иртышский пр., вл.2Б, стр.2 | ВАО | 2005 | 3 531 |
Шереметьевское шоссе, 9, стр.24 | САО | 2003 | 5 617 |
Смольная ул., 14, стр.3 | САО | 2003 | 8 819 |
Проектируемый пр. N 5217, 2, стр.2 | ЮВАО | 2005 | 11 431 |
17-й пр. Марьиной рощи, 13, стр.5 | СВАО | 2005 | 12 472 |
Проектируемый пр. N 5231, 4, стр.1 | ЗАО | 2002 | 18 348 |
Алтуфьевское шоссе, 37, стр.12 | СВАО | 2005 | 5 966 |
Источник: Компания «МИЭЛЬ – Коммерческая недвижимость»
Наиболее значительные объекты, которые планируется ввести в Подмосковье до конца 2007 г.
Название объекта | Направление | Удаленность от МКАД | Складская площадь |
---|---|---|---|
МЛП «Ленинградский терминал», 3 очередь | Ленинградское ш. | 13 км. | 59000 |
МЛП «Подольск» | Симферопольское ш. | 14 км. | 102000 |
STD Logopark | Дмитровское ш. | 8 км. | 20000 |
«Кулон Истра», 1 очередь | Новорижское ш. | 40 км. | 46000 |
Springs Park , 2 очередь (холодильные склады) | Егорьевское ш. | 15 км. | 6500 |
Giffels South Gate, 1 фаза | Трасса « Дон » | 30 км . | 1 55000 |
«Львовский терминал», 4 фаза | Симферопольское ш. | 28 км | 16000 |
«Северное Домодедово», 1 очередь; 1 фаза 2 очереди | Трасса « Дон » | 11 км | 540000 |
ТЛК «Томилино» | Новорязанское ш. | 6 км. | 34000 |
Источник: компания Praedium
Наиболее значительные объекты, о строительстве которых было заявлено в 1 полугодии 2007 г.
Название объекта | Расположение | Складская площадь | Срок ввода |
---|---|---|---|
Индустриальный парк в Сергиево-Посадском районе | Московская область, Сергиево-Посадский р-н | 415000 | 2011 г. |
Логистический терминал «Раменское» | Новорязанское ш., 31 км. от МКАД | 140000 | 1 квартал 2009 г |
Логистический комплекс рядом с аэропортом «Шереметьево» | Ленинградское ш., 14 км. от МКАД | 55000 | Н / д |
Логистический комплекс | пос.Белый Раст | 70000 | 4 квартал 2007 г. |
Eco Logistics | Киевское ш., 15 км. от МКАД | 400000 | 2009 г. |
Источник: компания Praedium
Материалы по теме:
Классификация складских помещений