Уважающие себя девелоперы, работающие в сегменте бизнес-класса, уже давно создают сложную и разнообразную инфраструктуру внутри жилого комплекса. Это спорт, торговля, образование, медицина, кафе-рестораны-пекарни, кинотеатры, сфера услуг, и многое другое, на что только хватает фантазии. Вплоть до арт-пространств. Чтобы жителям совсем можно было никуда и не ездить, если они, конечно, не собираются на «Щелкунчик» в Большой или на экскурсию в Кремль.
А в последнее время к набору инфраструктуры проектов добавились и коворкинги, и даже транспортные хабы. Как это все сочетается, «Порталу по недвижимости MetrInfo.Ru» рассказывают представители компаний-девелоперов.
Недавно стал модным термин «транспортно-ориентированный девелопмент». Речь идет о строительстве жилых комплексов, вблизи транспортных развязок и ТПУ. Как вы относитесь к этому тренду?
Эксперты компании Wainbridge:
Транспортная доступность - главный драйвер для развития территорий. С открытием новых станций метро или строительством дорог в районах сразу появляется инфраструктура, новые жилые и коммерческие здания, дорожает вторичный рынок недвижимости и аренда. В таком контексте дорожную сеть можно сравнить с рекой: приходя на высохшие земли, она приносит с собой жизнь. Яркий пример - продолжение сокольнической линии метро со станциями метро Саларьево и Прокшино. Как только власти объявили о строительстве метро в этом районе – тут же появились жилые проекты «Саларьево Парк», «Прокшино» и комплекс «Скандинавия». Станция метро Аминьевская, которая должна открыться до конца текущего года, также стала драйвером для развития района Очаково-Матвеевское. Здесь строится сразу несколько проектов от компаний «ПИК» и «Донстрой».
Концерн «КРОСТ»:
Мы видим обратную тенденцию – как правило, когда появляется застроенный кластер, в который заселяются тысячи семей, создается и необходимая инфраструктура. Первое всегда является основой для второго. Исключения составляют такие проекты, как МЦД, где уже вокруг образовавшихся ТПУ начали появляться жилые кварталы. Но в большей степени речь идет о жилье стандарт- и комфорт-классов. Бизнес-класс возводится преимущественно в черте города с уже сложившейся транспортной инфраструктурой. Концерн «КРОСТ» был одним из первых девелоперов, кто начал реализовывать проекты бизнес-класса за МКАД – это ART в Красногорске, «Новая Звезда» и «Wellton Park Новая Сходня», а также «Эдальго» и «Garden Park Эдальго». Сегодня эти кварталы – полноценные городские пространства. Создание рабочих мест непосредственно вблизи и внутри кварталов, а также развитие всего комплекса услуг в формате «у дома» позволяет минимизировать маятниковую миграцию. Когда людям негде проводить свободное время, они стремятся к поездкам в центр города, но когда всё есть в шаговой доступности – такая необходимость исчезает сама собой. Более того, многие жители выступают арендуют помещения на первых этажах и запускают собственные бизнесы – коворкинги, шоурумы, продуктовые лавки и кафе.
Пресс-служба ГК «Инград»:
Наиболее распространенный пример – ТПУ. В рамках его строительства возводятся новые транспортные узлы, бизнес- и торговые центры, жилье и апартаменты. При этом речь скорее идет об инвестиционной истории, так как жить постоянно в такой локации захотят не все, а вот снимать очень удобно. С одной стороны, расположение вблизи ТПУ - это минус по экологической составляющей и приватности - выбросы от транспорта и большие пассажиропотоки. Но есть очевидный плюс – высокая транспортная доступность, близость метро и т.п. В зависимости от типа транспорта различия тоже есть. Например, жить у метро предпочтительнее, чем у МЦК или МЦД, так как добраться на метро, как правило, гораздо удобнее. К плюсам такого расположения ЖК можно отнести и развитую инфраструктуру, если это именно новый кластер с офисами и торговыми центрами. Большие семьи менее охотно будут выбирать себе жилье вблизи ТПУ, а вот для первого жилья (молодые семьи, студенты) это может быть актуально. Со строительством новых станций таких площадок на рынке стало больше, и девелоперы действительно к ним присматриваются.
Востребованы ли сегодня офисные помещения, коворкинги в составе жилых комплексов?
Валерия Русакова, коммерческий директор девелоперской компании «Мармакс»:
Формат коворкинга получил новый импульс к развитию, когда компании начали массово переходить на удаленный режим работы. Не в каждой квартире можно организовать удобное рабочее место, и коворкинги в какой-то момент стали просто спасением. В проектах «Мармакс» коворкинги входят в базовый стандарт жилья – они есть в каждом нашем жилом комплексе. А для детей рядом с коворкингами мы организуем безопасные игровые комнаты с видеонаблюдением, зонами для творчества и набором развивающих игр. Родители могут спокойно поработать, пока их дети в игровой общаются, налаживают дружеские связи – это то, чего так не хватает современному ребенку.
Концерн «КРОСТ»:
Востребованность объекта на рынке определяется уже не только его качественными характеристиками и расположением, но и функциональным наполнением. В частности, это могут быть функции, о которых до пандемии никто и не задумывался. Парки во дворах и на эксплуатируемых кровлях, развитая торгово-развлекательная функция, коворкинги и клубные офисы в составе ЖК, а также планировочные решения самих квартир, предполагающие наличие кабинета.
ЖК и МФК с торговой, спортивной, развлекательной инфраструктурой становятся не только удобным «городом в городе» для резидентов, но и точками притяжения для местных жителей. Какие здесь ещё есть преимущества?
Эксперты компании Wainbridge:
Крупные жилые комплексы, строящиеся за чертой Москвы, формировались по принципу «город в городе» еще 10-15 лет назад. Для проектов внутри МКАД необходимости в таком подходе не было - казалось вполне нормальным потратить час-полтора на дорогу до того или иного пункта. Сегодня преставление о комфортном мегаполисе изменилось, стала популярна идея 15-минутного города, поэтому застройщики стремятся реализовывать мультифункциональные проекты, где присутствует и жилая и коммерческая и спортивная инфраструктура. Для будущих жителей критически важным становится возможность купить продукты и кофе, не выходя за территорию своего жилого комплекса. Все чаще девелоперы слышат вопрос: а будет ли в ЖК фитнес-центр или СПА, появится ли на первых этажах супермаркет и ресторан? Теперь компания-застройщик проектирует каждый новый комплекс, исходя из пожеланий клиентов - закладывает на первых этажах домов необходимые для ресторанов коммуникации, планирует помещения для холодильных камер и пандусы для супермаркетов, создает необходимые условия для бассейна в фитнес-центе. В пример можно привести МФК AQUATORIA, которая строится на берегу канала им. Москвы (м. Беломорская). Помимо пяти жилых зданий с квартирами здесь строится школа, на первых этажах домов появятся рестораны, супермаркеты, кофейни, винные бары с выходом на набережную. Под спортивную инфраструктуру будет отведено порядка 3000 кв метров. По сути, проект будет закрывать все потребности жителей в сервисных и инфраструктурных точках.
Сергей Нюхалов, заместитель директора по продажам ГК «Гранель»:
Собственная инфраструктура – уже обязательный элемент жилого комплекса бизнес-класса. Так, в жилом комплексе MYPRIORITY Basmanny (м. Бауманская) первые этажи отданы под коммерческие помещения – здесь расположатся магазины, кафе, пункты услуг, а также офисы. Кроме того, в жилом комплексе запланирован фитнес-центр с бассейном. Для управления коммерческой недвижимостью у ГК «Гранель» есть собственная компания – «Аструм Недвижимость», которая формирует пул арендаторов, изучая потребности не только будущих жителей комплекса, но и всего района. Так создается многофункциональный кластер, заточенный под конкретную локацию с ее особенностями.
Тут много позитивных моментов и для жителей комплекса, и для города в целом. Во-первых, это согласуется с концепцией города шаговой доступности, которую пандемия сделала как нельзя актуальной. Людям важно иметь под рукой все необходимое – работу, шопинг, услуги, досуг, спорт. Во-вторых, собственная инфраструктура способствует формированию добрососедского комьюнити – когда люди вместе занимаются в одном фитнес-клубе, ходят на завтраки в одну кофейню, делают покупки в одних магазинах, это сближает. В-третьих, создание таких локальных центров, объединяющих функции жилья, работы и отдыха, уменьшает пассажиропоток и снижает транспортную нагрузку на город.
Валерия Русакова, коммерческий директор девелоперской компании «Мармакс»:
Для современного человека очень важен ЗОЖ и возможности для спорта, поэтому в наших жилых комплексах мы обязательно открываем собственные фитнес-клубы. Все опции – коворкинги, фитнес, игровые – для наших жителей бесплатны. На рынке Рязани у наших проектов нет аналогов по инфраструктурному наполнению. Немало внимания мы уделяем развитию общественных пространств в наших проектах: придумываем оригинальные форматы, привлекаем ландшафтных архитекторов из Европы. Так, в ЖК «Наследие современности» мы открываем для жителей видовую террасу на крыше. Это будет зеленое благоустроенное пространство, где можно посидеть одному с книгой или пообщаться с компанией, а также заняться спортом. А в ЖК «Голландия» мы создали большой ландшафтный парк с амфитеатром, газоном, крупномерными парковыми деревьями, игровыми и спортивными зонами.
Пресс-служба ГК «Инград»:
Сейчас в столичных проектах очень популярна концепция «Центр - там, где я», речь идет о шаговой, а иногда и «тапочной» доступности жителей к разнообразной инфраструктуре. В ходе локдауна все поняли, насколько важно иметь все под рукой и не зависеть от транспортной ситуации. Например, в жилом квартале FORIVER на Симоновской набережной коммерческие помещения расположатся в стилобатной части, у них открытые планировочные решения с витринным остеклением и увеличенной высотой потолков. Здесь предполагается разместить супермаркеты, кафе, магазины, фитнес-центр с 25-метровым бассейном и другие объекты сферы услуг. Также в составе стилобатной части будут построены келлеры (кладовки), многоуровневый подземный паркинг (два подземных - для жителей и один в уровне стилобата с гостевыми местами). Коммерческая недвижимость будет формировать инфраструктуру квартала, что гарантирует высокую востребованность не только у жителей ЖК FORIVER, но и людей, проживающих в ближайших домах, в том числе и ЖК бизнес-класса RiverSky от INGRAD.
В жилом квартале бизнес-класса TopHILLS у станции метро Нагорная инфраструктура квартала также располагается в стилобатной части. Здесь откроются премиальный фитнес-центр, детский развивающий центр, пекарни, кофейни. А в ЖК бизнес-класса «КутузовGRAD II», который является частью нового квартала в престижном Можайском районе, будет также расположен целый комплекс объектов разнообразной инфраструктуры. Первая очередь уже построена и заселена: открыты детский сад, магазины, барбер-шоп, фитнес-клуб World Class.
Насколько сейчас распространен сервис для резидентов - уборка, доставка, выгул животных, вызов такси и т .п?
Концерн «КРОСТ»:
Застройщики уже не конкурируют друг с другом продуктом – теперь мы все находимся в плоскости сервиса и того объема услуг, который предоставляем нашим клиентам. В случае концерна «КРОСТ» речь идет о долгосрочной стратегии взаимодействия с покупателями – мы занимаемся квартальной застройкой, которая длится не один десяток лет, и все это время находимся в тесном контакте как с нашими будущими покупателями, так и с уже фактическими жителями. С каждым годом растет объем услуг и сервисов, которые мы внедряем. К примеру, все наши новые проекты предполагают не только базовые услуги консьержа, но и room-сервис, зооакадемии, вызов няни для детей и многое другое.
Пресс-служба ГК «Инград»:
Во всех проектах бизнес-класса сейчас закладываются ресепшены и предполагается, что здесь будут работать сотрудники с определенным функционалом. Летом 2021 года Сбербанк и компания «Сбербанк-Телеком» (бренд СберМобайл, входит в экосистему Сбера) подписали соглашение с ГК «Инград» о совместной реализации проекта «Умный дом», направленного на создание инновационных жилых комплексов с единой цифровой средой управления всей инфраструктурой. Соглашение предусматривает реализацию концепции инновационного жилого квартала в ЖК FORIVER. Будет внедрена единая централизованная автоматизированная система диспетчеризации и управления инженерными коммуникациями, процессами жизнеобеспечения и безопасности в жилом квартале, и создано единое цифровое пространство для жителей, управляющей компании и поставщиков услуг.
Эксперты компании Wainbridge:
Дополнительные услуги в виде уборки квартир, выгула животных или вызова такси выполняются сервисными компаниями и оплачиваются отдельно от общего тарифа на обслуживание. В МФК AQUATORIA управлением проекта и коммуникацией с жителями будет заниматься компания PRO FM, специализирующаяся на проектах бизнес-класса.