Тема у нас сегодня деликатная, но жизненная. Ситуации, когда за пожилым одиноким владельцем жилья ухаживает посторонний человек, нередки. В благодарность за заботу, подопечный «отписывает» своему компаньону недвижимость. Однако и собственники жилья, нуждающиеся в уходе, и люди, ухаживающие за ними, не знают, как правильно защитить себя.
Данная статья основана на небольшом интервью женщины по имени Наталья (имя изменено), которая ухаживает за пожилыми людьми и после их смерти получает в собственность их квартиры (на данный момент Наталья таким образом получила две квартиры). Какие договоры при этом заключаются, каковы риски и «подводные камни» подобных отношений между людьми, рассказывает «Портал о недвижимости MetrInfo.Ru» с помощью экспертов.
Для начала приведем краткую беседу с нашей героиней, в которой она рассказала о своем небольшом бизнесе.
Расскажите, как все началось и когда? Что именно вы делаете? Тратите ли свои собственные средства?
Все началось в 2003 году, я помогала одной пожилой знакомой, ее звали Ольга, гулять с собакой. Когда она слегла, я начала приносить ей продукты и помогать с гигиеной. Ухаживала я за ней шесть лет, два года из них она была лежачей. У меня была генеральная доверенность на все ее дела. Я получала пенсии, занималась платежами, потом организацией похорон. Деньги я тратила ее – получала пенсии и пользовалась ее вкладами.
Обычно я делаю все по дому, готовлю еду, убираюсь.
Что за квартиры вы получили в результате (кол-во комнат, район)? Были ли в дальнейшем какие-то проблемы, может, кто-то из родственников претендовал на жилье?
После смерти Ольги в 2009 году мне досталась квартира в центре, метро «Таганская», двухкомнатная, а также все, что принадлежало ей. Никто не претендовал на жилье, и проблем с квартирой в дальнейшем не было.
Потом я стала ухаживать за ее сестрой, у которой была тоже хорошая квартира, метро «Сокол», двушка. За ней я ухаживала два года. Она была неизлечимо больна, и написала завещание на меня и на племянника в равных долях. После ее смерти проблем с квартирой не возникало, мы продали ее, и каждый купил себе по однушке.
Какие договоренности с хозяевами существуют изначально? По каким документам и когда квартира становится вашей собственностью официально?
Практически сразу Ольга, зная, что я порядочный, добрый человек, сказала, что напишет на меня завещание (но впоследствии передумала и решила заключить договор купли-продажи с обременением. – Прим. ред.). Она была одинокой, не считая ее престарелой сестры, о которой я только что вам рассказала (она в дальнейшем тоже отписала квартиру мне). Мы приехали к нотариусу, и она переписала на меня квартиру – оформила купчую с пожизненным проживанием. Все было на честном слове и на нашем взаимном доверии. Например, я знала, что ее сестра не будет претендовать на свою долю в наследстве – как инвалид, она имела на это право.
Знаете ли вы, что существуют договоры ренты и пожизненного содержания с иждивением? Почему не оформлялись такие договоры?
Да, знаю. Еще при жизни сестра Ольги рекомендовала меня своим пожилым подругам. У некоторых я работала, но уходила, так как было много требований и мало гарантий, что квартиру оформят на меня. Как правило, люди при жизни, как тяжело бы они и смертельно ни были больны, боятся расставаться со своим жильем. Сложно быть живой и понимать, что это уже не твое. Плюс я сама не особо хотела заключать договор, в котором прописывались бы тяжеловыполнимые условия. Например, может быть прописано, что я обязана ежемесячно выплачивать некие суммы.
Бывает, люди, нуждающиеся в уходе, заключают договор с фирмой. Но многие пожилые люди боятся, что их обманут.
Вы сейчас за кем-то ухаживаете?
Да, сейчас я ухаживаю за женщиной, которая опасается заключать какие-либо договоры. И я работаю просто за честное слово. Завещание есть, но его в любой момент можно переписать.
Итак, как мы поняли из разговора с Натальей, она, ухаживая за одинокими собственниками квартир, предпочитает строить с ними отношения на доверии. Никаких договоров, содержащих обязательства, особенно материальные, она не заключает. Просто люди обещают Наталье, что их недвижимость достанется ей. И, конечно, все тут зависит от настроения и порядочности ее подопечных. Пока свои обещания они выполняли…
Интересно, можно ли как-то себя обезопасить от разных форс-мажорных обстоятельств и заключить какой-то договор, который защитит обе стороны? С этим вопросом портал www.metrinfo.ru обратился к экспертам рынка.
Договор ренты и пожизненного содержания
Это самый известный договор, который заключается между собственниками жилья и их «сиделками».
«Под договором ренты, согласно ст. 583 ГК РФ, понимается договор, по которому одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме», - рассказывает Дарья Погорельская, руководитель юридического департамента ГК «МИЦ».
«Основное отличие этих договоров заключается именно в форме содержания рентополучателя. Так, условия договора ренты предполагают денежное содержание, а договор пожизненного содержания с иждивением устанавливает обязанность плательщика ренты обеспечивать потребности пожилого человека в питании, одежде или даже уходе и заботе о нем», – добавляет Олег Сухов, адвокат, руководитель «Юридического центра адвоката Олега Сухова». Следовательно, при заключении такого договора рентополучатель будет защищен с точки зрения закона.
Если человек хочет обеспечить себе достойную старость за счет квартиры, то надо заключать прямо предусмотренный для этого договор пожизненного содержания с иждивением, а не стараться приспособить под те же цели совершенно другой вид договора, считает Михаил Точенов, юрист консалтинговой компании HEADS. Эксперт подчеркивает, что такой договор легче контролировать путем проверки ежемесячных платежей от плательщика ренты и при нарушении сразу же обратиться за защитой своих прав.
Очень важно, обращает внимание Михаил Точенов, внимательно отнестись к составлению договора и педантично прописать в нем все условия, а именно - как часто и в каких объемах получатель ренты будет получать уход и выплаты и какова будет форма контроля за выполнением плательщиком ренты своих обязанностей. «Чем более подробно права и обязанности сторон прописаны, тем проще их будет защитить в суде. С другими видами договоров это будет сделать намного сложнее», - добавляет эксперт.
Таким образом, данный тип договора можно считать наиболее подходящим не только для рентополучателя, но и для плательщика ренты.
Договор купли-продажи с условием права пожизненного проживания продавца недвижимости
Под купчей с пожизненным проживанием в рассказе Натальи подразумевается договор купли-продажи квартиры, но содержащий дополнительное условие - о сохранении за продавцом права на проживание в продаваемой квартире пожизненно. «Такое условие не противоречит закону и встречается в практике заключения договоров купли-продажи жилья», - поясняет Дарья Погорельская (ГК «МИЦ»).
Однако с данным договором могут возникнуть сложности. Причем как для собственника, так и для нового владельца, к которому переходит право собственности. Так, Михаил Точенов (HEADS) утверждает, что польза данного договора по сравнению с договором ренты очень сомнительна для собственника, так как в данном случае у нового владельца квартиры нет никаких обязательств перед ее бывшим собственником, и он может распорядиться своим имуществом как угодно.
Нового же собственника предостерегает Олег Сухов («Юридический центр адвоката Олега Сухова»): «Когда речь идет о пожилых продавцах, договор нередко признается недействительным, так как суды в соответствии с положениями ст. 178 ГК РФ признают такую сделку совершенной под влиянием заблуждения. При этом предполагается, что в действительности продавец желал заключить договор ренты или пожизненного содержания с иждивением».
В случае же с Натальей такую сделку тоже можно было признать недействительной, как поясняет Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп»: «Заключение подобного договора вообще можно считать притворной сделкой, поскольку она совершена с целью прикрыть другую сделку – ту же пожизненную ренту или содержание с иждивением. И в конечном итоге ее легко оспорить и признать недействительной».
Договор дарения
«Договор дарения – безвозмездная передача имущества в собственность другого лица. Форма договора: простая письменная или нотариальная (по усмотрению сторон)», - поясняет Ирина Шугурова, заместитель управляющего директора по правовым вопросам «МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости».
Эксперты считают данный тип договора ненадежным для обеих сторон, поскольку в нем не могут быть прописаны какие-либо условия. «В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 572 ГК РФ при наличии в договоре дарения встречного обязательства договор не признается дарением и является притворной сделкой, а потому в силу п. 2 ст. 170 ГК РФ является недействительным», - поясняет Олег Сухов («Юридический центр адвоката Олега Сухова»).
Также здесь важно уточнить, что договор, предусматривающий передачу дара одаряемому после смерти дарителя, ничтожен. «К такого рода дарению применяются правила гражданского законодательства о наследовании», – добавляет Ирина Шугурова («МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости»).
Завещание
Для нового собственника (условного «плательщика ренты», к которому по договору переходит жилье) самым ненадежным типом сделки признается завещание. Во-первых, потому, что, как и говорила Наталья, его можно в любой момент изменить. Во-вторых, потому, что на квартиру могут претендовать и другие родственники, которые могли бы обратиться в суд и, например, потребовать признания завещания недействительным. «Подобных примеров множество – наследственные споры составляют значительную часть от общего объема дел, рассматриваемых в судах общей юрисдикции», - поясняет Мария Литинецкая («Метриум Групп»).
В описанном же случае на квартиру могла претендовать сестра-инвалид, если она более года находилась на иждивении наследодателя, как указывает Михаил Точенов (HEADS), не зависимо от того, была она указана в завещании или нет. «Более того, доказать факт нахождения инвалида на иждивении своего родственника очень легко, - продолжает эксперт, - тут не требуется заключения договоров или получения каких-либо справок. Будет достаточно свидетельских показаний о том, что инвалиду периодически покупали лекарства, продукты, давали деньги и навещали. Добрые соседи с радостью все это подтвердят, не вдаваясь в подробности».
Что касается других родственников, то они могли заявить свои права на квартиру, если они были: 1) также нетрудоспособны и состояли в достаточно близком родстве, для того чтобы претендовать на статус иждивенца, не проживая совместно с наследодателем, 2) несовершеннолетние дети, уточняет Михаил Точенов (HEADS).
Небольшое дополнение по завещанию делает Елена Валеева, генеральный директор «CENTURY 21 Светлый Град»: «При получении наследства от людей, не являющихся близкими родственниками, предстоит заплатить немалый налог (НДФЛ 13% от стоимости унаследованного имущества)».
Резюме от портала www.metrinfo.ru
Можно сделать вывод, что в таких случаях, когда пожилому собственнику жилья требуется уход, который в силу разных обстоятельств осуществляется «человеком со стороны», наиболее безопасным для обеих сторон будет все-таки договор ренты, но, как напоминают эксперты, - обязательно грамотно составленный.
«Часто люди считают, что договор ренты опаснее других, так как после смерти рентополучателя он может быть оспорен его родственниками… Однако это не так. Квартира уже не является собственностью умершего с момента регистрации договора ренты. С таким же успехом можно оспаривать любой вид сделки», - резюмирует Елена Валеева («CENTURY 21 Светлый Град»).