Существуют слова, которые понимаются намного лучше, если попереводить их на иностранные языки и обратно. К примеру, английское credit означает «доверие», «вера», «хорошая репутация». То есть сначала – именно эти качества, а потом (как результат) – и возможность получить «под них» деньги, т.е. кредит. Хорошая репутация в бизнесе имеет огромное значение – это понимают все.
Как понимается это слово среди отечественных осин, делают ли что-нибудь наши застройщики для укрепления своего реноме – в этих вопросах и разбирался обозреватель портала www.metrinfo.ru.
Как в остальном мире…
Во многом российское понимание репутации совпадает с тем, что существует в других странах – прежде всего Европе и США. «Это действительно очень весомый нематериальный актив, который зарабатывается годами работы и в случае застройщиков - тысячами или миллионами построенных квадратных метров, - говорит Антон Скорик, генеральный директор компании «Мортон-Инвест». – В конечном итоге только успешно реализованные дома, жилые комплексы и микрорайоны становятся слагаемыми успеха любой строительной компании. Количество семей, получивших в срок ключи от квартир, говорят о застройщике значительно больше, чем полученные им премии и награды».
Приключившийся в 2008-9 годах кризис обычно принято ругать. Но в контексте описываемого нами явления трудности даже пошли застройщикам на пользу – тем, кто их выдержал. «В период, когда произошло банкротство некоторых крупных компаний и «заморозка» ряда проектов, репутация строительной компании для покупателей и других игроков рынка приобрела еще большую важность, - отмечает Мария Литинецкая, генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки». – Застройщики, которые в кризис выдержали удар, сейчас ведут активную деятельность, расширяют диапазон присутствия и пользуются доверием у покупателей».
…но с «национальным колоритом»
Существуют, однако, у российского понимания репутации и детали – из числа тех, что не особенно понятны людям, воспитанным на принятых в цивилизованном мире правилах. В России ни для кого не секрет, что главная опора бизнеса (любого, не только строительного) – близость к власти. Проекты, даже содержащие нечто сомнительное, с необычайной легкостью согласовываются, на лицах контролирующих процесс бюрократов написано: «чего изволите-с?». В отдельных случаях ситуация развивается еще более дивным образом – даже начинают «присылать докторов» конкурентам. Месяца два назад автор этих строк посетил пресс-конференцию, которую проводил Александр Хрусталев, генеральный директор компании «НДВ-Недвижимость». На ней он рассказывал, как на одном из новостроечных объектов продажи шли просто прекрасно. А вот по соседству располагалась стройка компании, очень близкой к властным структурам, и у них дела шли заметно хуже. И вот на успешную («невластную») стройку зачастил ОМОН, выявляя гастарбайтеров без разрешений, с похвальным постоянством стали слетаться всякие санитарные врачи, пожарные и прочие контролирующие товарищи.
При всей очевидности и безобразности подобного положения вещей поговорим о другом: хорошо ли это потребителю? С одной стороны, близость к власти является безусловной гарантией того, что объект без проблем достроят. С другой – нельзя исключать возможность какого-то конфликта, и в этом случае весь админресурс застройщика будет обращен уже против покупателя квартиры.
Рекомендации, данные нашими консультантами, в целом сводились к тому, что «политическую» составляющую надо учитывать, но все-таки особенно не «зацикливаться» на ней. «Разумный покупатель в первую очередь обращает внимание на опыт компании: сколько проектов уже завершено, насколько успешными они оказались, были ли соблюдены на них сроки строительства, - говорит Юлия Гераськина, руководитель департамента новостроек компании Est-a-Tet. – Естественно, надо поинтересоваться, как идет строительство нового объекта – того, которым заинтересовались вы. Также немаловажно, какие банки поддерживают застройщика, есть ли на его объекты ипотечные программы, предлагаются ли скидки и рассрочки?».
От себя автор может тут добавить одно: следует внимательно посмотреть, не использовал ли данный застройщик свои связи во власти не «вообще», а непосредственно против своих клиентов. Если верить Интернету, особенно эта проблема остра для Подмосковья. На форуме одного города к востоку от столицы удалось прочитать об одном приятном господине, который последовательно создал и обанкротил три (!) строительные компании. Сейчас деньги с населения под обещания будущих квартир собирает четвертое его «детище». А пострадавшие от первых трех компаний ничего не могут поделать: связи-с.
Перемены: ждем и боимся
Еще одной «чертой» админресурса является то, что он иногда заканчивается, – и произойти это может довольно внезапно. Самый хрестоматийный пример – все та же «Интеко» (слухи о том, что Юрия Михайловича снимут с должности мэра, ходили давно – но вряд ли кто-то даже за день мог предсказать, когда точно это произойдет). Но можно привести и другие эпизоды. Скажем, 27 мая Сергей Собянин резко раскритиковал работу компании, которая явно ходила в фаворитах у прежнего московского руководства: «Два года назад мы купили у них 187 тыс. кв. м жилья на 10 млрд руб., - сказал мэр. – Жилье до сих пор не заселено, строительные недостатки не устранены… Несмотря на все попытки призывать к порядку предприятие, там ничего не происходит, поэтому считаю, что необходимо разбираться другими средствами». В лужковские времена о подобных резких заявлениях в адрес компании и подумать было нельзя.
Как водится, переведем разговор в плоскость «что делать?». Мария Литинецкая («МИЭЛЬ-Новостройки») считает, что «просчитать риски, связанные со сменой власти, покупателю практически невозможно. Единственное, что можно – это покупать недвижимость после состоявшихся и до очередных выборов». Цикл строительства дома составляет 1,5 - 2 года, выборы будут проходить через каждые пять (думские) и шесть (президентские) лет – на этот счет уже постарался правящий в стране тандем. Как выясняется, нет худа без добра: «период стабильности», в который граждане могут без особых опасений покупать квартиры, увеличился.
Мария Литинецкая, генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки»:
Если сравнивать наличие административного ресурса и качество и сроки строительства, то второе, безусловно, важнее. Поэтому покупателю в первую очередь стоит обращать внимание на качество, сроки строительства. Для этого стоит побывать на строящемся объекте и уже реализованных проектах этого застройщика – расспросить местных обитателей о том, как шло строительство, в какие сроки осуществлялась сдача дома в эксплуатацию и заселение. Также основным источником информации остается Интернет, особенно форумы жителей микрорайона, жилого комплекса.
Юлия Гераськина, руководитель департамента новостроек компании Est-a-Tet:
Мы рекомендуем в первую очередь изучить историю и опыт компании застройщика. Посмотреть завершенные проекты, насколько соблюдались сроки сдачи, посетить строящийся объект и оценить, насколько активно идут работы. Стоит рассмотреть информацию о банках, с которыми работает застройщик. Информация о проекте на различных интернет-форумах также является полезной. Также за компетентной консультацией по интересующему объекту целесообразно обратиться к специалистам риелторских агентств, которые помогут подобрать действительно надежный и качественный объект.
Антон Скорик, генеральный директор компании «Мортон-Инвест»:
Конструктивные, неконфликтные отношения с органами власти – это нормальная ситуация, которая способствует успешному ведению бизнеса. Это положительный фон, который позволяет застройщику сосредоточиться на основной своей функции – строительстве.
Надо очень внимательно подходить к той информации, которую компания сообщает о себе. Так, достаточно часто встречаются ситуации, когда даже небольшие застройщики заявляют о портфелях в миллионы квадратных метров и десятках перспективных проектов и ничего не говорят о сданном жилье или реальном строительстве. На деле же очень часто оказывается, что все это – «бумажные» проекты, не имеющие ни конкретных сроков реализации, ни даже четких параметров, не говоря уже о документах и т.п. А в реальной стройке практически ничего нет. Понятно, что грандиозные планы могут еще долгое время оставаться только планами, но это не мешает им говорить о себе как о крупных строителях.