Автомобиль не роскошь, это правда. Зато роскошь – оборудованное место для его стоянки и хранения. Главная проблема, с которой сталкивается московский автолюбитель, это парковка: парковать автомобиль в столице либо дорого, либо небезопасно. Осознавая эту проблему, московские власти давно силятся изобрести нечто, лежащее посередине между этими полюсами. Одним из таких компромиссных вариантов могло бы стать строительство механизированных парковок. Интернет-журнал о недвижимости Metrinfo.Ru решил рассмотреть этот вариант повнимательнее.
Механизированная парковка - это многоярусная «этажерка» с лифтом, в которой размещены ячейки для машин. Система полностью автоматизирована и управляется одним оператором. От водителя требуется лишь поставить машину в лифт и вручить оператору магнитную карточку. Дальше лифт поднимет автомобиль на нужный ярус, потом переместит в ячейку, соответствующую коду карточки.
Благодаря своей многоярусности, такие парковки занимают меньшую площадь, чем плоские одноуровневые стоянки, а стоимость ее возведения не идет ни в какое сравнение со стоимостью капитального многоуровневого гаража.
В столице такую гаражную многоэтажку можно увидеть на улице Севанской, владение 3 (ЮАО). Пилотный проект по строительству таких парковок начал также реализовываться на Севере Москвы (САО). И совсем недавно в префектуре Северного округа прошла коллегия, одним из пунктов повестки которой и был вопрос «О ходе проведения работ по строительству и вводу многоуровневых механизированных парковок на территориях районов».
В течение всего прошлого года окружные чиновники усилено доводили до автолюбителей информацию об этом нововведении, стараясь найти желающих принять участие в реализации программы строительства.
Сотрудники же управ интенсивно искали места для возможного строительства и в итоге нашли 47 потенциальных площадок. Из этого числа были отобраны 30 земельных участков на которых и было намечено строительство парковок-этажерок на 1120 машино-мест.
Действующие и будущие
Пока же в округе удалось построить лишь три механизированные парковки. Две из них расположены в Коптево на улице Клары Цеткин, вл. 26А. Одна из этих парковок имеет емкость в 8 машиномест, другая – 16. Третья же парковка расположена на территории Савёловского района по адресу ул. Вятская, вл. 27. Ёмкость этой парковки составляет 21 машиноместо. Что важно, эти парковки вовсе не собственность автолюбителей-частников, а построены на территориях предприятий и, по сути, выполняют функцию офисных стоянок.
Еще по двум адресам – Башиловская, вл.23 в Савёловском районе и ул. Вучетича, вл.3/1 в Тимирязевском – разрабатывается полный комплект документов, включая градостроительное заключение. По первому адресу на стоянке будет 127 машиномест, по второму– 64.
Причины неудачи
Почему же остальные парковки еще не построены? Главной причиной провала кампании начальник ГУП «Гаражно-стояночное предприятие САО» Василий Хапаев считает то, что возглавляемое им предприятие, которому и было поручено осуществление программы, не является бюджетополучателем. Поэтому оно и не смогло выступить организатором работ.
Другой немаловажной причиной неудачи директор считает то обстоятельство, что для оформления земельно-правовых отношений необходимо обращаться в территориальное управление департамента земельных ресурсов по САО, а это затратно, долго и хлопотно.
Наконец, самое главное - рядовой автолюбитель, для которого во многом и затевалась программа - не очень-то горит желанием вступать в число владельцев машиноместа. Хотя изначально предполагалось, что люди своими деньгами радостно будут участвовать в привлекательном проекте, тем более что и стоимость машиноместа представлялась небольшой – 200-300 тысяч рублей.
Однако народ рассудил иначе. С точки зрения частного инвестора гараж-этажерка – сооружение сомнительное. Дело в том, что механизированные парковки юридически не считаются недвижимым имуществом. По своему правовому статусу они ничем не отличаются от пресловутых ракушек. А если так, то в случае прекращения договора аренды земельного участка, некапитальные объекты будут демонтированы. Мало того, после демонтажа, выполняемого за счет арендатора, этому же арендатору также за свой счет придется заново облагораживать и благоустраивать территорию. Ко всему прочему выяснилось, что стоимость машиноместа в таких парковках окажется на практике гораздо выше первоначально объявленных сумм.
В результате инвесторы углядели в проектах финансовые риски, а последней каплей оказалась невозможность из-за хитросплетений законодательства в дальнейшем оформить построенные механизированные парковки в собственность. То есть владелец машиноместа не сможет им владеть чисто юридически.
Здесь становится понятным, почему этажерки лучше всего пока прижились на территории предприятий. С их территории гараж не уберешь (разве только с самим предприятием), у них решается проблема парковки для сотрудников и гостей (это все-таки лучше, чем ставить машину под открытым небом).
Поэтому Василий Хапаев и призвал чиновников срочно готовить законодательную базу, специально под гаражи-этажерки.
Этажерки в городе: плюсы и минусы
Если представить себе, что все трудности будут преодолены, то помогут ли «этажерки» разгрузить столицу от одолевшего ее транспорта? Ведь помимо парковок для жильцов, такие конструкции наверняка будут уместны у офисов, торговых центров и т.п.
Как считает Григорий Алтухов, советник президента Финансово-строительной корпорации «Лидер», в долгосрочной перспективе механизированные парковки, конечно, могут заметно «посодействовать» cнижению транспортной напряженности. Ведь основная проблема транспорта в Москве – это недостаточная пропускная способность дорог, вызванная, в том числе, и припаркованными на территории проезжей части автомобилями.
Однако эксперт отмечает и возможные неудобства, связанные с использованием многоэтажных парковок. Прежде всего, это цикл приема машины на хранение или выдачи ее хозяину, занимающий до одной минуты. В местах с большим потоком машин и среднем временем парковки до 4 часов (торговля, развлекательные учреждения, часть офисов и т.п.), механизированные машиноместа могут создавать очереди из автовладельцев.
Остаются парковки для работников офисов и «перехватывающие» парковки возле конечных станций метро. И если насчет первых почти не осталось сомнений (кроме вопроса, за чей счет это будет делаться), то приучить автолюбителей пользоваться перехватывающими парковками, да еще механизированными и, вероятно, платными, будет нелегко. «Ведь всегда есть двор ближайшего жилого дома», - резюмирует Григорий Алтухов.
Париж: французы освистали свисс-парки
Идею механизированных парковок наш мэр привез из зарубежных поездок, но если вы думаете, что на передовом Западе с такого рода парковками не возникает никаких проблем, то ошибаетесь.
Как рассказала нам глава французской компании «Immibilier Azur» Виктория Ниппель, механические парковки появились в Западной Европе совсем недавно – в 70-х годов ХХ столетия. Первая полностью автоматическая парковка появилась в немецком Цюрихе в конце 2001 года. Ее разработчиком была компания SWISS-PARK GmbH. Часто имя разработчика какой-то новинки становится нарицательным для самого изобретенного ею предмета. Благодаря SWISS-PARK GmbH, такие парковки по всей Европе теперь называют свисс-парками.
Однако уже ровно 6 лет назад - 4 февраля 2002 года произошла первая поломка первой автоматической парковки. После того, как компьютер дал сбой, автомобили были заперты на стоянке, многие владельцы не смогли попасть домой и были размещены городским советом в гостиницах Цюриха до того момента, пока их автомобили не были вызволены со стоянки.
Первоначально предполагалось, что трехъярусные парковки будут занимать в три раза меньше места, чем одноярусные. Однако в ходе эксплуатации выяснилось, что экономия земли составляет лишь 42%.
Что же касается отношения французов к такого рода парковкам, то, по мнению мадам Ниппель, следует помнить, что все французы бунтари и индивидуалисты. Когда префектура парижской полиции попыталась согнать уличных автомобилистов в свисс-парки, те нарочно стали парковать машины поперек тротуара, заявляя полицейским, что это место им досталось по наследству. Менять участок мостовой, на который еще прадед ставил свой Citroën Rosalie на какую-то ненадежную этажерку коренные парижане не хотят. Поэтому свисс-парки получили распространение лишь при офисах и небольших супермаркетах.
Пилот продолжит полет
Но вернемся в наш московский Северный округ. Главы управ теперь озабочены проблемой – начальство требует, чтобы по мере строительства мехпарковок, они убрали с улиц «бескрышный» автомобильный парк, загромождающий проезды и вдобавок страдающий от любой непогоды. Градостроительные схемы размещения механизированных парковок будут разрабатываться и дальше, а местные гибедедешники усилено проконтролируют – как используются уже построенные парковки, ставят ли туда машины сотрудники и посетители.
Резюме Интернет-портала Metrinfo.Ru
С нашей точки зрения, для того, чтобы решить проблему, необходимо пользоваться всеми законными и доступными средствами. Но ни одно из них нельзя считать панацеей от болезни. Все хорошо к месту. Такие парковки наверняка будут функциональны не в очень людных местах при небольших магазинах, при офисах. Вполне возможно, что они понравятся и жителям, если последние получат твердые гарантии того, что в один прекрасный день их этажерка не попадет под бульдозерную зачистку.