Дачная амнистия: предварительные итоги и подозрительные цифры

Множество инициатив, выдвигаемых властью, ждет предсказуемая судьба. Сначала – обожание, постоянное, на уровне зомбирования, упоминание по телевидению и в прессе. После – деликатное забвение. Люди постарше вспомнят данное в 1960 году Хрущевым обещание построить коммунизм через 20 лет. В середине 80-х Горбачев говорил, что к 2000 году каждая семья получит отдельную квартиру. В 1992-м Ельцин сулил профессиональную армию к тому же 2000-му. Традиция продолжилась и в 2000-е годы. Были обещаны и удвоение ВВП, и доступное жилье, и «дачная амнистия». Вот о последней и поговорим.

Данная статья является справочно-информационным материалом, вся информация в ней представлена в ознакомительных целях и носит исключительно информационный характер.
Оценить квартиру в Москве и Подмосковье – Онлайн калькулятор

Социальный вопрос
О дачниках, копошащихся на своих участках в 6-8 соток, принято отзываться с легкой иронией. Серьезные СМИ любят миллионы баррелей нефти, миллиарды кубометров газа – что на этом фоне три грядки картошки и пять кустов крыжовника, посаженных сирым «фазендовладельцем»?!

Между тем, такая постановка вопроса не только обидна, она еще и несправедлива: на самом деле дачники кормят страну! «Есть совершенно официальные данным Госкомстата, говорящие, что большая часть продовольствия в России производится в личных приусадебных хозяйствах, - заявил корреспонденту Интернет-портала о недвижимости Metrinfo.Ru Андрей Туманов, главный редактор газеты «Ваши 6 соток». – 94% картофеля, более 80% фруктов и овощей. Могу напомнить, что вспомоществования государства, направленные на поддержку сельскохозяйственного производителя, проходят мимо, а кормят страну дачники и огородники».

Есть еще один аспект – гораздо более серьезный. По данным, которые приводит Николай Дижур, лидер Межрегионального общественного движения «Дачная амнистия», в России имеется около 20 млн. различных земельных наделов. Если вспомнить, что обычно на участке, официально принадлежащем одному человеку, бывает вся семья (3-4 человека), получается, что проблемы легального владения этими участками, незыблемости прав на них касаются 60-80 млн. человек – это половина населения страны!


Откуда есть пошла?
Разговоры о «дачной амнистии» начались около четырех лет назад. В конце года президент традиционно проводит «большие» пресс-конференции. Первым порталистом, обратившимся к Владимиру Путину на этом мероприятии в 2004 году, оказался Андрей Туманов («Ваши 6 соток»). Его вопрос касался проблемы неурегулированности земельных отношений, отсутствия у дачников нормальных документов на их «владения». Президент обещал разобраться, дал поручения различным министерствам – и в итоге и началась «дачная амнистия».

Новый закон разрабатывало Министерство экономического развития, потом его принимала Госдума. 30 июня 2006 года закон был подписан президентом, 1 сентября того же года вступил в действие – процесс, как говорится, пошел.


Не дачная. И не амнистия
Разумеется, «дачная амнистия» - это не официальное название, а, скажем так, обиходное. Уже упоминавшийся выше закон (№93-ФЗ от 30.06.2006) официально называется «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». К таким объектам, в частности, относятся дома, возводимые на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства; объекты индивидуального строительства на приусадебном земельном участке; даже гаражи – если они строятся на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, термин «дачная» в данном случае выглядит чересчур зауженным.

Еще больше вопросов к «амнистии». Как известно, амнистируют преступников – причем раскаявшихся, тех, что признали свою вину. Дачники же и прочие «фазендовладельцы», если и имеют на руках не слишком понятные документы, то только потому, что именно их им и выдало в свое время родное государство. За что их амнистировать? Разве что признать сам факт рождения в нашем богоспасаемом отечестве тяжким преступлением…


Межевание: меньше 10 тысяч «рэ» не получится
Если совсем просто, то цель кампании – привести сложившуюся де факто ситуацию в состояние «де юре». Выдать всем гражданам, владеющим земельными участками, легитимные документы на них – такие, чтобы можно было эти бумаги предъявить в суде, отдать в банк для получения под залог своей недвижимости ипотечного кредита и т.п.

Основная препона, понятная в этом вопросе даже неспециалисту – нечеткость границ. У многих участков они двигались без законных на то оснований, были случаи самозахвата земли – соседской и общественной. Соответственно, для решения этой проблемы нужно было перво-наперво провести межевание. Здесь все и споткнулось. «Государственных межевых контор в нашей стране не осталось – все теперь частные, - говорит Андрей Туманов («Ваши 6 соток»). – Все они, конечно, хотят заработать, никаких скидок не делают. В результате, например, для некоего «среднестатистического» района Московской области (не Одинцовского, но и не Лотошинского, а некого «середнячка») отмежевать участок в шесть соток никак не получится менее чем за 10 тысяч рублей». Установленные законодательно в некоторых субъектах федерации (в том числе и Московской области) предельные размеры стоимости работы не помогают: их легко обойти. «Номинально работа будет стоить три копейки, но включат обязательную предварительную консультацию, оплату выезда специалиста, бензин. Можно придумать все что угодно, вплоть до работы спутника на орбите», - иронизирует Андрей Туманов. Ясно, что для большинства дачников (среди которых много пенсионеров) это неподъемные траты.

Вторая проблема – огромные очереди во всех присутственных местах. Просидеть часов восемь в очереди – вообще удовольствие сомнительное, а здесь еще нужно сначала добраться до места. Москвич, оформляющий дачу в каком-нибудь Егорьевском районе, должен сначала доехать от дома до райцентра и только потом занять очередь. Как отмечает Татьяна Сташкевич, руководитель департамента загородной недвижимости корпорации «Рескор», тратить таким образом по 3-4 дня в месяц на протяжении двух лет – для Московской области в порядке вещей.


Предварительные итоги и подозрительные цифры
По экспертным оценкам, законом о дачной амнистии сумели воспользоваться порядка 20% владельцев земельных участков. На первый взгляд, не так уж мало, особенно если вспомнить, что реально закон работает чуть более двух лет. Однако есть и другие точки зрения.

«Настораживает, что названная цифра была достигнута за первые же месяцы, а потом замерла, - отмечает Андрей Туманов («Ваши 6 соток»). – Урегулировали свои проблемы с документами, в первую очередь, те, чьи земли находятся непосредственно рядом с Москвой. Эти участки очень дорогие, и оформить их действительно имело смысл – даже если за это требовалось заплатить большие деньги. Также поспешили отмежевать те, у кого были проблемы с границами – конфликты с соседями и собственный самозахват. Они постарались подстраховаться документами. Те, кому надо было распорядиться участком – продать, передать по наследству. В общем, те категории, кому было надо позарез, кто прошел бы процедуру узаконения и без всякой «амнистии». А обычные граждане, в интересах которых все это вроде бы и затевалось, остались «за бортом».


Резюме Интернет-портала о недвижимости Metrinfo.Ru
«Чего в супе не хватает?», - вопрошал в одной из своих интермедий Геннадий Хазанов. Претензий к «дачной амнистии» можно насчитать три. Первая – это декларативность принятых законов, их содержание, сводящееся к пожеланию о том, чтобы всем было хорошо. При этом ярко выраженный дефицит «технической» составляющей – разъяснения того, как же этого всего можно добиваться.

Второй момент – ярко выраженная прижимистость власти. Эксперты говорят, что Минфин согласился подписать проект закона только при том условии, что на него вообще не потребуется бюджетных ассигнований. Если так оно и было, то случай вопиющий – затеянную государством реформу планируется провести полностью за счет граждан. Тут хочется напомнить о том, что – к примеру – проводившаяся при Екатерине II сплошная инвентаризация земли была сделана за счет казны.

И третий момент – сугубо бюрократический. При всех разговорах о дачной амнистии ею никто в государственном аппарате не занимается. Даже в более широком смысле – земельные отношения в целом – расписаны у нас между семью министерствами. Это, как мы знаем из фольклора, ровно то самое число, сколько необходимо нянек, чтобы дитя оказалось без глазу. Так что нужно назначить одну «голову», которая бы отвечала за проведение этой реформы.

Правда, надежда на некоторую централизацию процесса появилась. Перед Новым годом президент Дмитрий Медведев подписал о создании Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, которая объединит в себе полномочия Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии. Произойдет это не быстро – в течение двух лет.

А пока… Все остается по-прежнему. Те, кому нужно «позарез» оформят все документы правдами и неправдами, а те, кому «не горит» останутся ждать лучших времен.