Жизнь покупателя новостройки весьма многотрудна. Его хлопоты не заканчиваются после приобретения квартиры. Ведь в ней еще невозможно жить! Так что одна из главных задач новосела – сделать ремонт в своих хоромах. И не просто обойки поклеить, а зачастую после строителей приходится выравнивать стены, потолки и исправлять прочие огрехи. Как это сделать грамотно, и главное - экономно?
Разобраться с ремонтными проблемами Интернет-порталу о недвижимости Metrinfo.Ru помогает советник президента Финансово-строительной корпорации «Лидер» Григорий Алтухов.
Панель или монолит – в чем разница
Стоимость и ход ремонта зависят, в частности, от того, в каком доме вы приобрели квартиру: монолитном или панельном.
Так, в «монолите» приступать к отделочным работам можно сразу после возведения дома, благо конструктивная жесткость сооружения позволяет сделать это, равно как и установить тяжелое бытовое оборудование. В панельном доме начинать серьезные работы желательно спустя год после завершения строительства.
«Панельные дома сдаются «под чистовую отделку». Это значит, что без предварительной подготовки можно проводить ремонт, близкий к «косметическому» в уже эксплуатируемой квартире, при минимальных затратах – порядка 300 у.е. за кв.м.
Для проведения ремонта в монолитных домах необходимо будет сделать стяжку, поставить межкомнатные перегородки. В квартире есть внешние стены, окна, подведено отопление, а к стоякам – вода и канализация. Нет электричества, и для его подключения по постоянной схеме потребуется заказывать специальный проект. Планировка квартиры присутствует только на бумаге. Таким образом, если хозяева жилища согласны с предложенным проектом, на месте разметки возводят настоящие стены. Если фантазия у новых собственников более богатая, они заказывают и согласовывают проект перепланировки, где уже учитываются их собственные предпочтения. Все это делает ремонт дороже, он составляет с учетом материалов 500–800 у.е. за квадратный метр.
Вообще, квадратный метр «бюджетного» ремонта стоит в Москве от $150 до $200 (чаще всего это «косметика»). Все, что ниже, вряд ли можно назвать хорошим ремонтом. Цена на действительно качественные работы – от $250 до $450 за кв. м (а эксклюзив верхних ценовых пределов может и не иметь). Все вышеперечисленное – лишь стоимость самих работ. Если брать в расчет материалы, сумму смело можно умножать на два, а то и на три.
Как выбрать ремонтную бригаду
Стоимость ремонта зависит также от следующих факторов: объема работ, степени их сложности, качества материалов (чем выше их цена – тем дороже обойдется их использование). Не последнюю роль здесь будет играть и компания, которая станет работать над вашей квартирой.
Это может быть организация, давно зарекомендовавшая себя на рынке, имеющая лицензию, собственное портфолио завершенных проектов. Кстати, когда будете звонить в компанию, желательно, чтобы по телефону с вами общался не «внештатный» диспетчер, подрабатывающий приемом заказов на дому, а менеджер. Не очень хорошим знаком, полагают некоторые эксперты, будет то, если вам сразу при телефонном разговоре сообщат точную сумму, в которую обойдется ремонт. Ведь эти работы – дело сугубо индивидуальное, а потому без осмотра жилья реально предоставить лишь весьма приблизительную калькуляцию
Не возбраняется обращаться и к мастерам-шабашникам, но - исключительно в целях экономии и при возможности постоянно контролировать ход работы.
И с компанией, и с частниками нужно заключить договор, в котором прописать все этапы работы, сроки их выполнения и штрафные санкции в случае нарушения обязательств.
Хотите экономить? Влезайте в «прорабскую» спецовку
Желание сэкономить вполне естественно, особенно если учесть финансовое положение некоторых новоселов, и так изрядно потратившихся на покупку квартиры.
Здесь сразу оговоримся – есть моменты, на которых не стоит пытаться экономить ни время, ни деньги. К их числу относятся, например, вопросы, связанные с перепланировкой квартиры. Все это должно быть в обязательном порядке согласовано в соответствующих организациях (в Мосжилинспекции – для столицы) и получена необходимая разрешительная документация. В противном случае вам рано или поздно придется своими силами возвращать квартиру к ее первозданному виду. Таков закон.
Архитектурная концепция и проект обязательны, если от ремонта вы хотите получить что-то лучшее, чем эффект «муниципальной отделки» квартир для очередников. Наибольшей экономии можно добиться, если самим попробовать взяться за организацию работ и контроль их качества. Скорее всего, вам для этого придется влезть в «шкуру» и проектировщика, и прораба, и снабженца, и специалиста технического надзора. Связанные с перепланировкой квартиры затраты, можно заметно снизить, если использовать труд рабочих невысокой квалификации на менее ответственных работах
Разбейте ремонт на этапы
Теперь о ходе работ. Дабы избежать неприятных сюрпризов, их алгоритм имеет смысл обговорить заранее. И не только алгоритм, но и некоторые нюансы. Казалось бы, какая мелочь – утилизация мусора. Но если это сделать неправильно, то в будущем не исключено возникновение серьезных проблем.
Например, предупреждает наш эксперт, некоторые строители могут сливать жидкий мусор в канализацию. В итоге новосел получит испорченные канализационные трубы, забитые твердыми частицами взвеси (песок, гипс и т.п.). Так что лучше подстраховаться и сказать рабочим заранее, что этап «установка сантехнического оборудования» должен идти после всех прочих работ.
После начала ремонта желателен постоянный контроль за каждым из его этапов. Отлично, если у вас есть знакомый строитель, который согласится оценить качество работ. Такой сторонний «наблюдатель» нужен потому, что человек без «строительного диплома» вряд ли сможет понять, правильно ли проведены промежуточные работы (например, так ли положена штукатурка).
Универсальные ремонтные правила
Запомните несколько незыблемых правил, соблюдение которых обязательно как при найме бригады «шабашников», так и заказе высококачественного ремонта «под ключ»:
1. Четко определить перечень работ, этапы и объемы по каждому этапу. Это в дальнейшем позволит избежать разбирательств по поводу как неоговоренных заранее работ, выполнение которых необходимо по технологии, так и «забытых» горе-строителями розетках, стяжках, выравнивании стен и т.д.
2. Сформулировать критерии качества по каждому виду работ. Здесь все понятно – если заранее не договориться, что значит «стена должна быть ровной», то и спорить потом будет бесполезно.
3. Определить сроки каждого этапа, его стоимость и порядок оплаты. Здесь заказчика подстерегают два неприятных момента. Во-первых, почти все фирмы и часть бригад «с рынка» требуют предоплаты на закупку материалов, инструментов и т.п. По сути, это ставит заказчика в зависимость от работников, а работников – отвращает от работы. Во-вторых, сроки работ имеют обыкновение затягиваться, особенно если хозяин квартиры не проявляет особого недовольства и позволяет рабочим появляться на объекте на пару часов в день.
4. Предусмотреть гарантии и санкции за нарушение условий договора.
Некоторые существующие расценки:
Виды работ | Стоимость |
---|---|
Сантехнические работы (новая разводка труб, установка ванны, устройство раздельных кранов для ванны и раковины, подводка к стиральной машине и, в самом конце ремонта, — установка унитаза, раковины и кранов) | $100–200 за точку |
Замена батарей отопления | $50 за штуку |
Электротехнические работы | $5–10 за точку и от $1,5 до $5 за проводку в стене 1 погонного метра провода |
Установка межкомнатных дверей | $ 50–70 за дорогой импорт и $30–40 за двери отечественного производства. |
Плиточные работы. Как правило, предполагается облицовка плиткой пола и стен до потолка в ванной комнате и туалете | $8–12 за 1 кв. м. Некоторые мастера за такую работу берут до $20 за 1 кв. м. |
Паркетные работы. Паркет укладывается на основание из 10-миллиметровой фанеры, которая или пристреливается к стяжке строительным пистолетом, или приклеивается на мастику. Потом паркет циклюют и покрывают в несколько слоев лаком | $10–15 за 1 кв. м. |
Источник: ФСК «Лидер» |
Как показывает опыт, реальные затраты всегда выше расчетных, поскольку все нюансы ремонтного процесса заранее предусмотреть невозможно. Лучше увеличить смету на 20–30%.