Проблема автомобильных пробок в последние годы стала одной из самых актуальных проблем московского мегаполиса. Какие только предложения не обсуждаются сегодня: и движение автомобилей по крышам домов, и строительство автомобильных дорог над железными, и введение платы за въезд в центр. Наиболее «земное» предложение московских властей, которое должно начать воплощаться в ближайшее время – строительство перехватывающих парковок.
Каждый автомобилист решает «пробочную» проблему по-своему. Например, один знакомый корреспондента Интернет-портала о недвижимости Metrinfo.Ru купил две полуубитых «восьмерки». На одной из них он отъезжает от дома, доезжает на ней до метро, бросает ее на стихийной парковке и едет в центр. Там он пересаживается на другую, брошенную прошлым вечером у центральной станции метро, и на ней продолжает свой путь по узким переулкам до работы.
Мой знакомый, конечно, большой оригинал, и не каждому автомобилисту придет в голову следовать его блистательному примеру. Возможно, идея столичных властей построить в городе систему платных парковок облегчит участь автомобильных страдальцев.
А планов было громадье
Впервые идея парковок-перехватчиков возникла у московских властей еще три года назад. Проект был рассмотрен на заседании правительства Москвы, состоявшемся в июле 2005 года. Предполагалось построить 170 стоянок. Уже были подобраны 64 площадки для строительства. Для сооружения парковок собирались подкопать Крымский вал, Новую и Старую площади, Новый Арбат, Павелецкую площадь, площади Европы и Арбатских ворот, Пушкинскую, Сухаревскую, Триумфальную, Трубную и Тургеневскую площади.
Однако тогдашний вице-мэр Валерий Шанцев, исполнявший на тот момент обязанности мэра Москвы, пока Юрий Лужков был в отпуске, раскритиковал этот проект, посчитав такое количество паркингов избыточным. Но, главное, по мнению вице-мэра, парковки в центре города не решали бы проблему пробок в целом по Москве. Остановились в итоге на 23 объектах, большая часть из которых должна была быть построена не в центре, а у конечных станций метрополитена.
Прелесть этой идеи состояла в следующем: житель района Теплый Стан, выйдя утром из дома, стоящего на улице Профсоюзной, идет на стоянку, садится в машину и едет на ней на работу. Вскоре после его отъезда житель города Троицка, расположенного в 20 км к юго-западу от Москвы по Калужскому шоссе, пересекает административную границу Москвы и, заехав на ту же стоянку, ставит машину на парковочное место только что уехавшего жителя Теплого Стана. Затем троичанин прямиком направляется на станцию метро «Теплый Стан» и едет к месту работы на метро. Вечером этого же дня незадолго до приезда с работы основного владельца троичанин выпрыгивает из метро, мчится на стоянку, платит в кассу по десять рублей за каждый проведенный его автомобилем час, освобождает от своей машины парковочное место и уезжает в родной Троицк. А затем это место вновь занимает его основной владелец.
Предполагалось, что строительство всех 23 перехватывающих парковок завершится к концу 2007 года, а счастливые москвичи и, особенно, жители Подмосковья уже несколько месяцев наслаждались бы всеми преимуществами стоянок временного хранения.
Первая ласточка или первый блин?
Однако быстро осуществиться этой идее не было суждено, и на сегодняшний день в Москве имеется всего одна перехватывающая стоянка. Находится она в районе транспортно-пересадочного узла на площади Гагарина – там же, где расположена единственная пока станция Малого Железнодорожного Кольца (См. нашу статью «Проект «малое кольцо» против пробок в метро») интегрированная со станцией метро Ленинский проспект.
Эта пионерная перехватывающая стоянка имеет 481 машиноместо. Половина из этого нечетного числа закреплено за жителями близлежащих кварталов, а половина предназначена для временного хранения автомобилей тех лиц, которые оставляют свои машины на время рабочего дня. Однако и та половина, которая принадлежит местным жителям в рабочее время не пустует – половина из этой половины занята машинами неместных. Таким образом, достигается коэффициент использования машиноместа равный 1,5. Достичь коэффициента, равного двум пока не удалось – часть местных жителей хранит там машины постоянно и выезжает на них лишь на дачу по выходным. К тому же не удалось избежать конфликтов между «постоянными» и «временными» владельцами, никто из них не соблюдал четкого графика.
Новые стоянки – только для гостей
В 2008 году правительство Москвы решило реанимировать отложенную программу. Речь идет о строительстве 7 перехватывающих парковок: в «Теплом стане», «Ясенево», на «Домодедовской», «Водном стадионе», «Ботаническом саду», «Полежаевской» и в «Печатниках». И как сообщили корреспонденту Интернет-портала о недвижимости Metrinfo.Ru в Департаменте градостроительства города Москвы, уже в мае этого года начнутся проектные работы по строительству перехватывающих парковок в районе станций метро «Теплый Стан», «Ясенево» и «Полежаевская».
Эти стоянки будут полностью перехватывающими, то есть, постоянные машиноместа для местных жителей там не предусмотрены. Строительство их планируется закончить к концу 2009 года.
Возможно, к тому времени введут положение, в соответствии с которым автолюбителю, оставляющему автомобиль на перехватывающей парковке, будет предоставляться 50-процентная скидка на проезд в метро. Кроме того, мэр столицы Юрий Лужков дал распоряжение при проектировании новых конечных станций метрополитена в обязательном порядке закладывать в проект и прехватывающие парковки. Большинство из них придется строить без привлечения средств инвесторов – срок окупаемости в 8-10 лет бизнесменов не устраивает.
Всего до 2015 года планируется построить 23 парковки со средним количеством мест от 250 до 500 мест.
Чужой опыт
Опыт развитых стран говорит о том, что «перехват» себя оправдывает. Перехватывающие парковки существуют ныне во многих европейских странах, в Японии и в Северной Америке. В англоязычных странах этому понятию соответствует термин «Park-and-Ride» - паркуй и скачи дальше – и обозначается специальным знаком «P+R». Например, в Бостоне только одна станция метро Alewife имеет парковку на 2595 машиномест и еще на 174 велосипеда, а всего при бостонском метро имеется около 46 тысяч парковочных мест.
Кстати, пионером такого решения транспортной проблемы была отнюдь не Германия и не Америка, а Китай. Велисипедист оставлял при входе в пекинское метро велосипед и получал номерок. Приехав на другую станцию, он мог, сдав этот номерок, получить в пункте проката другой велосипед и продолжить на нем свой путь. С ростом автомобилизации Китая этот опыт был использован, и теперь на новых линиях открывают не только велосипедные, но и автомобильные парковки. Такие пристанционные пункты со временем появились не только в Пекине, но и в Шанхае.
За и против
Насколько же эти стоянки сократят количество пробок?
По оценке первого заместителя руководителя Департамента градостроительства Константина Королевского введение в действие всех запланированных перехватывающих парковок снизит загрузку городских автодорог на 12%. Примерно такую же эффективность имеют перехватывающие парковки в Германии, где они функционируют уже более двадцати лет и, хотя и называются «Öffentlicher Personennahverkehr», всё равно обозначаются знаком «P+R».
По мнению руководителя направления коммерческой недвижимости МИАН-агентство недвижимости Ашота Барсегяна, необходимо развивать в наиболее загруженных зонах города современные многоуровневые паркинги – так называемых парк-сейфы (многоэтажные сооружения с лифтовой распределительной технологией размещения автомобилей). Они занимают относительно небольшую площадку на земле (300-500 кв.м.), а количество машиномест в зависимости от уровней (как вниз, так и вверх) может варьировать от десятков до сотен. Перехватывающие же парковки, по его мнению, полностью проблемы не снимут, а могут дать лишь временный эффект.
Некоторые эксперты высказывают опасения, что, уменьшив число автомобилей на дорогах, мы увеличим «людские пробки» в метро. Вряд ли это стоит обсуждать всерьез, ведь сегодня автомобилисты и так толпятся в подземке, просто автомобили они бросают, где попало.
Резюме Интернет-портала о недвижимости Metrinfo.Ru
Предсказывать эффект от строительства парковок, новых развязок, тоннелей и мостов – неблагодарное занятие, так как дорожники здорово отстают от автомобилистов. Московский автопарк растет значительно быстрее, нежели приводится в порядок дорожно-транспортная система.
Ясно нам только одно – ничего не делать просто нельзя, и чем больше будет разных вариантов решения «пробочной» проблемы, тем будет лучше для всех.