Число богатых людей в России растёт. В линейной зависимости от роста их числа растёт и количество владельцев яхт. А вот от души покататься-то им особенно и негде, хотя на дефицит морей и прочих водоемов наша страна пожаловаться не может. Не исключение – наше славное Черное море. Правда, оно решило исправиться – в связи с неуклонно надвигающейся на Сочи Олимпиадой-2014. В Краснодарском крае собираются строить новые современные марины – многофункциональные минипорты для яхт.
Интернет-портал о недвижимости Metrinfo.ru уже писал о яхт-клубах в подмосковных коттеджных поселках в статье «Яхт-клубы: европейских цен мы еще не достигли». Подмосковные водные просторы, это, конечно, хорошо, но Краснодарский край имеет выход в Черное и Азовское моря. Поэтому волей-неволей этот край стал самым перспективным в России местом для организации яхтенного дела, — особенно, в преддверие Олимпиады в Сочи. Об этом шла речь на Третьем ежегодном конгрессе «Инвестиции в строительство яхт-клубов».
Советское наследие яхтам тесновато
Теплый климат и 270 солнечных дней в году позволяют осуществлять навигацию с апреля по ноябрь. Кроме того, как считает главный инженер проектно-изыскательского научно-исследовательского института «Новоморниипроект» Владимир Абдуллаев, Краснодарский край мог бы стать южными воротами России для иностранных яхт, которые пока что не так часто заходят в нашу акваторию, главным образом именно из-за отсутствия «парковок».
Поэтому для зарубежных водных туристов на катерах и яхтах цивилизованные парковки заканчиваются в яхтенных портах Турции. Между тем, как сообщает директор консалтинговой компании PNN-consulting Павел Новоселов, в одной только Аtаkоу Marina на побережье Мраморного моря размещаются порядка пяти тысяч судов, и каждое платит за стоянку по $100–150 в сутки (в Подмосковье, как вы помните, за стоянку яхты берут по 500 рублей), а всего Турция и Греция только на стоянке и обслуживании судов зарабатывают в год по два миллиарда евро.
В советские времена почти в каждом городе восточного побережья Черного моря был свой парусный центр, однако не все из них пережили последнее десятилетие. Те, что остались, принимают на стоянку крейсерские яхты и катера. Но так как первоначально эти клубы были рассчитаны на спортивные суда, новым большим яхтам они тесноваты. Поэтому сегодня все советское яхт-наследие реконструируется, а вернее, - отстраивается заново.
Гораздо лучше ситуация у соседней теперь Украины. По словам учредителя компании «ПластиКо» Александра Валькова, Украина имеет более богатое наследство и в настоящее время уделяет значительно большее внимание этому направлению. Самая лучшая стоянка в Крыму находится в Балаклавской бухте. Здесь работает яхт-клуб «Золотой символ». Он расположен на восточной стороне бухты, в центре города. Яхт-клуб имеет бетонный причал длиной 300 м. Глубина у причальной стенки в среднем 6 м, высота причалов над уровнем моря — 1,2 м. Причалы оснащены раздаточными устройствами воды и электроэнергии. На нынешний момент в клубе стоит порядка 60 судов. Среди них парусные, моторные яхты, катера, ялы. Инфраструктура клуба включает гостиничный комплекс, кафе и ресторан. Гостиница открыта не только для яхтсменов. В планах клуба масштабное расширение – размеры бухты позволяют организовать здесь действительно большой яхтенный порт.
Где можно построить марину?
Далеко не везде. Во-первых, черноморское побережье Краснодарского края - это сплошные скалы с очень узкой прибрежной полоской. Естественных бухт чрезвычайно мало. Во-вторых, у подходного фарватера должна быть достаточная глубина, чтобы позволить находиться в марине крупным судам. Наконец, акватория марины должна быть достаточных размеров не только для стоянки судов, но также для их маневров при подходе и отходе от стояночного места. В случае если отсутствуют естественные условия глубокой интеграции марины в береговую линию для защиты от волн и ветра, используются волноломы.
Вот тут-то мы и подошли к главной проблеме, препятствующей быстрому развитию марин на черноморском побережье России. Черное море - не Можайское водохранилище. Высота и сила черноморских прибрежных волн не идут ни в какое сравнение с высотой и силой волн в замкнутых пресноводных водоемах. Поэтому здесь нельзя обойтись установкой плавающего понтонного причала и плавающего волнолома. Волнолом придется строить капитальный – из железобетона. А это примерно 250 тысяч рублей за погонный метр. Кроме того, капитальные волноломы неплохо было бы дополнить и плавающими, чтобы окончательно гасить волны, силы которых уже были основательно подорваны стационарным волноломом.
Нельзя забывать о том, что также, как и на внутренних водоемах, на Черном море необходимо решать проблему с заправкой яхт топливом и водой и с приемом отходов.
Проекты, которые будут построены
Большинство строящихся марин обещают сдать в эксплуатацию в 2010 году. Но строительство некоторых объектов, однако, продлится чуть ли не до самой Олимпиады. Сколько будут стоить услуги для яхтсменов, пока никто предрекать не берется. Сегодня стоянка обходится в 2500 рублей в сутки.
Яхтенный порт «Анапа» планируется расположить в самом центре одноименного города. Емкость его – 700 стоянок. Зимние эллинги смогут принять около 500 яхт.
Парадную гостевую марину под названием «Кавказская Ривьера» предполагается построить в центре города Сочи. В основу ляжет инфраструктура реконструируемого пансионата с одноименным названием. В этой марине не будет береговой стоянки и ремонтной базы. В случае необходимости услуги предоставляются «технической» мариной «Имеретинская бухта», расположенной 10 милями южнее. Емкость марины составит от 750 до 1000 стоянок на воде.
Марина под названием «Имеретинская бухта» будет расположена в самом центре проектируемой Олимпийской деревни, она представляет собой бассейн глубиной 5 м, соединенный с морем входным каналом, прикрытым с южной стороны защитным молом. Канал перекрывается подъемным пешеходным мостом. Емкость марины – 200 стоянок на воде и более 1000 на берегу с устройством для подъема, спуска и транспортировки судов. В этой марине предусмотрен постоянный пограничный и таможенный посты, что позволит принимать иностранные суда.
Сочинский яхт-клуб расположился на южной окраине города Сочи и в настоящее время является учебно-тренировочным центром сборной команды России по парусному спорту. Строился этот яхт-клуб еще для Олимпиады-80. Он подвергнется серьезной реконструкции. Предполагается, что здесь появятся береговая стоянка и ремонтная база для судов до 30 футов. В случае необходимости услуги для более крупных яхт предоставляются технической мариной Имеретинской бухты, расположенной в восьми милях южнее. Емкость марины – 350 стоянок на воде. Предполагаемая стоимость реконструкции – 1,56 млрд. руб.
Кроме того, в Сочи планируется постройка гостевой марины «Центрмар» у южного мола порта Сочи. Марина на 70 судов, будет обслуживать Центральный район города Сочи. Общая стоимость строительства - 30 млн. долларов.
Также в проектах строительство базовой марины прибрежного типа «Кумар» в устье реки Кудепста. Она будет рассчитана на 300 судов, входящая элементом в проектируемый культурно-развлекательный комплекс «Кудепста», обслуживающая побережье Хостинского района города Сочи.
Марина «Аше» расположится недалеко от устья одноименной реки в Лазаревском районе города Сочи. Она рассчитана на стоянку 120 морских катеров и моторных лодок и 140 морских яхт. Важный фактор этого яхт-клуба – возможность сезонного отстоя и хранения судов в зимнее время. Здесь предусмотрены специализированная стоянка, а также помещения для размещения сервисных мастерских по ремонту и обслуживанию морской техники и клуба судовладельцев. Последний представляет собой крупный восьмиэтажный объект с зимним садом, рестораном и гостиницей на 200 номеров. В этой марине разместятся также навигационные службы гавани.
Резюме Интернет-портал о недвижимости Metrinfo.ru
Инвестиции в строительство порта с очаровательным именем «марина» - дело серьезное (см. таблицу). Но скорбный труд инвесторов пропасть не должен. Как мы уже писали, «яхтенное дело» - вполне процветающий бизнес в Европе. Деньги берутся не только с яхтсменов за хранение и стоянки, но львиную долю дохода приносит так называемая «вторичная инфраструктура» гостиницы, рестораны, развлекательные заведения.
Если Сочи в результате этих усилий станет международным портом, то его смогут посещать иностранные яхтсмены, и, соответственно, платить за постой. Вряд ли мы сразу станем «загребать» на этом деле по два «лимона» евро в год, как Турция и Греция, но стремиться к этому надо.
Ну а «простые» яхтсмены должны получить море удовольствия и сервис на современном уровне.
Будущие черноморские марины
Марина | Количество стояночных мест на воде | Ориентировочная стоимость строительства млн долларов |
---|---|---|
«Имеретинская бухта» | 200 (+1000 на берегу) | 66 |
«Центрмар» | 70 | 30 |
«Кумар» | 300 | 75 |
«Аше» | 260 | 60 |
Источник: Интернет-портал о недвижимости Metrinfo.Ru |