Механизм приобретения квартир в новостройках в нашей стране пока не отлажен. Отдать необходимое количество денег продавцу и начать спокойно жить в новой квартире, пожалуй, еще никому не удавалось. Прежде чем стать полноправным собственником квадратных метров, приходится преодолеть ряд испытаний. Одно из них – регистрация права собственности на недвижимое имущество. По закону эта процедура должна произойти в течение 30 дней с момента предоставления в регистрирующий орган необходимых документов. В действительности – процесс может продлиться гораздо дольше.
Процедура в идеале
Интернет-портал о недвижимости Metrinfo.Ru решил выяснить у специалистов, почему такое происходит. Но прежде обратимся к законодательству. Вопрос регистрации прав на недвижимое имущество регулирует «одноименный» Федеральный Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Он дает следующее определение этому процессу: «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права».
Занимается регистрацией и непосредственно осуществляет данную процедуру Федеральная регистрационная служба (ФРС). В столице это Управление Федеральной регистрационной службы по Москве, имеющее отделы в административных округах, в Подмосковье - Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области, его отделы находятся в муниципальных образованиях.
Вкратце процесс регистрации прав на новостройку выглядит следующим образом.
- По окончании строительства компания-застройщик сдает дом госкомиссии, которая должна принять этот объект.
- После чего к делу подключается Бюро технической инвентаризации (БТИ), утверждающее поэтажные планы дома и экспликации к ним.
- Затем документы подаются в ФРС, где сначала они проходят правовую экспертизу, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и в Единый государственный реестр вносятся соответствующие записи. Именно этот день считается датой государственной регистрации прав на квартиру (дом).
Сроки оформления права собственности на квартиру в новостройке составляют 30 дней с момента представления регистраторам полного комплекта документов.
Какие нужны документы
«Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного лица, – поясняет начальник отдела оформления первичного рынка Инвестиционной компании МГСН Михаил Губанов. – Вместе с заявлением предоставляются документы о правах на недвижимость, документы об уплате государственной пошлины, документы, удостоверяющие личность, а также другие документы, определенные ст. 16,17,18, Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Кстати, отнеситесь к внешнему виду этих документов предельно внимательно. Согласно ст. 18 вышеуказанного закона, «документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание» не будут приняты ФРС.
Регистрация прав собственности – это не формальность. По закону, без нее вы не имеете права жить в квартире. И если это правило на практике практически всегда нарушается, то разменивать незарегистрированную недвижимость или закладывать ее (например, для получения кредита в банке), никак не получится.
Перечень основных документов
- поэтажный план и экспликация квартиры из БТИ;
- заявление о регистрации права собственности;
- оплаченная квитанция об оплате государственной пошлины (500 руб.)
- паспорт;
- договор со строительной компанией;
- акт приёма-передачи квартиры;
- если регистрацией занимается представитель компании, то необходимо снабдить его нотариально заверенной доверенностью.
Все документы должны иметь копии (лучше сделать не одну, а несколько копий). От регистраторов необходимо взять расписку, в том, что они получили от вас или от вашего представителя документы.
Полезный совет
Если вы занимаетесь регистрацией прав самостоятельно, то настоятельно рекомендуем подъехать в территориальный отдел и внимательно изучить информационный стенд с перечнем необходимых документов. Конечно, регистраторы не имеют права требовать документов, не предусмотренных законом, но все нюансы (например, количество копий документов) лучше изучить заранее.
Если сроки затягиваются
Срок в 30 дней, отведенный на госрегистрацию прав на недвижимость, – это пока идеал. Суровая проза жизни совсем иная. Нередко «бесправные» собственники годами ждут заветного свидетельства.
Как разъяснила корреспонденту Интернет-портала о недвижимости Metrinfo.Ru руководитель юридического отдела инвестиционно-девелоперской компании «Сити-XXI век» Анна Шлесина, сроки формирования такого комплекта документов зависят от того, как быстро и в срок исполнят свои обязательства обе стороны. Насколько оперативно застройщик урегулирует свои взаимоотношения с органами местного самоуправления, подготовит и передаст комплект документации, являвшейся основанием для строительства жилого дома в Федеральную регистрационную службу и т.д. А покупатель, в свою очередь тоже должен своевременно предоставить требуемые документы, оплатить госпошлину, выдать доверенность на представление интересов в ФРС.
Михаил Губанов (МГСН) отмечает, что проблемы могут быть вызваны несоответствием предоставленных на регистрацию документов. И если у государственного регистратора есть какие-то сомнения или претензии к документам, то возможно процедуру приостановить – на срок не более чем на 1 месяц, пока все недоразумения не будут устранены. Процесс может быть остановлен и одной из сторон сделки, тогда госрегистрация «тормозится» на срок не более 3 месяцев.
Процесс регистрации тормозят и сугубо внешние факторы: иногда затягивается процесс приема дома, в котором комиссия находит все новые и новые недочеты, да и БТИ часто не слишком торопится придти на помощь. В общем, на практике многое, как обычно, зависит от отношений застройщиков с чиновниками - представителями муниципальной власти.
Не улучшает ситуацию и наше законодательство, которое нередко бывает не только несовершенно, но и противоречиво. Так, вступивший в силу три года назад новый Жилищный кодекс РФ изменил подход к подсчету общей площади квартир. Необогреваемые и неосвещаемые помещения (балконы, лоджии) были исключены из перечня площадей, за которые взимается «коммуналка». В результате может получиться, что в договорах будет указана одна площадь квартиры, а в акте БТИ, соответственно, – совсем другая. Чтобы избежать разночтений, начальник отдела оформления первичного рынка Инвестиционной компании МГСН Михаил Губанов рекомендует в документах указывать целых три параметра квартирных площадей:
- с учетом лоджий и балконов;
- общую площадь квартиры без учета лоджий и балконов;
- жилую площадь.
Кто поедет к регистраторам
Как вы уже, наверное, поняли из текста статьи, заниматься оформлением права собственности на недвижимость может и продавец, и покупатель. Изначально это прописано в договоре.
Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. Конечно, удобно, если за вас все сделает представитель компании, и в один прекрасный день вручит вам красивый документ о собственности на новую квартиру. Однако, как показывает практика, если права оформляются «скопом», приходится ждать, когда все жители сподобятся предоставить необходимые документы представителю. А это долго!
В договоре с компанией обязательно должен содержаться пункт о неустойке за нарушение этих обязательств. Если он отсутствует, то обиженная сторона можно руководствоваться Законом РФ «О защите прав потребителей» и Гражданским кодексом. Кстати, признание права собственности можно осуществить в судебном порядке. Но это, как говорится, уже другая история.