Новостройки: чем рискует покупатель. Разбираем опасности финальных стадий: дом почти построен; уже сдан; введен в эксплуатацию. Есть «шанс» остаться без воды и электричества

Покупая квартиру на стадии котлована, а вернее, инвестируя деньги в ее строительство, очень сложно предсказать, что произойдет со стройкой и будущим домом на самом деле. Риски колоссальные, и все это понимают. Поэтому и готовы переплачивать свои кровные за жилье в почти достроенных и полностью готовых корпусах, надеясь, что на последних этапах строительства все возможные проблемы уже в прошлом. Но, увы, это не так.

Данная статья является справочно-информационным материалом, вся информация в ней представлена в ознакомительных целях и носит исключительно информационный характер.
Оценить квартиру в Москве и Подмосковье – Онлайн калькулятор

И чтобы защитить покупателей новостроек от возможных ошибок, «Портал о недвижимости MetrInfo.Ru» решил выяснить, с какими неприятностями можно столкнуться, приобретая недвижимость в самом финале проекта.


Почти построено
На стройплощадке высятся стены, а у некоторых корпусов даже есть крыши, и застройщик гордо заявляет, что там ведутся отделочные работы и всего-то через пару месяцев проект (или его очередная очередь) будет завершен. В общем, почти построено. Но почти – это все-таки не готово, и расслабляться рано: «Все риски, характерные для первичного жилья, сохраняются вплоть до введения объекта в эксплуатацию», - утверждает Роман Семчишин, директор инвестиционного департамента TEKTA GROUP, хотя по мере завершения строительства они и снижаются. Но все равно можно столкнуться и с двойными продажами, и с нарушением условий договора, по которому приобреталась недвижимость, и с изменением планировки и метража, и с низким качеством строительства. «Например, имел место один проект, где при строительстве совершенно игнорировались требования геодезии. В результате, когда геодезическая компания все-таки приступила к работе (по факту получилась проверка, а не контроль за строительством), обнаружили, что лифтовая шахта отклонилась от заданного положения почти на 15 см. То есть дом достроили, но сдавать его было нельзя», - рассказывает Артем Горлюб, заместитель гендиректора ЗАО «ГВСУ-Риэлти».

Но самое главное – даже на финальных стадиях остаются риски затягивания сроков строительства и недостроя, причем даже 214 закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости…» от них не спасает, о чем мы рассказывали в статье «Недострой - страшный сон дольщика: стопроцентной гарантии не дает даже закон ФЗ-214. Но можно бороться и побеждать – советы специалистов».

Как отмечает Наталья Козлова, генеральный директор ОАО «Главмосстрой-недвижимость», закон лишь стимулирует застройщиков к своевременному вводу объектов в эксплуатацию. «Но он никак не регулирует ошибки и просчеты застройщика, связанные с экономикой, выплатой процентов по кредитам, обременением по проекту (доли города, доли соинвесторов и пр.). Если у застройщика закончатся деньги или он станет банкротом, обязательства по 214-ФЗ никуда не денутся, однако денег, чтобы по ним ответить, не будет», - говорит Алексей Харитонов, директор управления продаж и маркетинга компании «ЮИТ СитиСтрой».

Конечно, нельзя сказать, что приостановка строительства практически завершенных проектов – это распространенная практика, ведь, как отмечает Андрей Блажко, член правления группы компаний «Домостроитель», генеральный директор ООО «Домостроитель-Юго-запад», когда дом практически построен, особой потребности в финансировании уже нет, а следовательно, ситуаций, при которых не хватит денег на завершение проекта, очень мало. «Кроме того, застройщику невыгодно прекращать стройку (особенно когда он работает по 214-ФЗ: это чревато штрафами и неустойками. – От ред.). Если в 14-20-этажном доме не достроено 5-6 этажей, то риск долгостроя фактически сохраняется только у небольших компаний. У крупных же застройщиков, как правило, есть возможность провести рефинансирование или перекредитоваться в другом банке», - рассказывает Родион Алексеенко, заместитель генерального директора по продажам «СКМ Групп».

Тем не менее, по данным адвоката Олега Сухова, руководителя юридического одноименного центра, финансирование около 10% всех новостроек заканчивается ранее окончания строительства, т.е. они превращаются в недострои и долгострои, в том числе и на финальных стадиях.

Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой», приводит в качестве примера один из самых известных долгостроев Москвы - ЖК «Вертикаль», его новое название - «Велл Хаус на Ленинском»: «На объекте несколько раз менялся застройщик, вносились изменения в сам проект, в том числе относительно этажности здания. А потом на темпы его строительства повлиял кризис».

В общем, предсказать, с какой скоростью будет достраиваться дом, довольно затруднительно. «Причем надо отметить, что затягивание сроков может сопровождаться окончанием срока действия разрешения на строительство и договора аренды земельного участка, что требует продления этих документов, а это снова дополнительное время и увеличение сроков строительства», - говорит Артем Горлюб (ЗАО «ГВСУ-Риэлти»).

«И стопроцентной уверенности в завершении строительства тоже быть не может, ведь никто, кроме тех, кто посвящен во внутренние дела застройщика, не знает проблем компании», - предупреждает Сергей Жариков, заместитель генерального директора группы компаний «СК Славянский». Точно так же не известны и намерения застройщика, и его планы. «К примеру, не распродав полностью достраивающийся объект, он может приступить к покупке новых площадок, направляя на эти цели выручку от продажи квартир в почти готовом проекте. И в конечном итоге может оказаться, что застройщик переоценил свои силы. Также нередки конфликты между акционерами, приводящие к замораживанию проектов», - говорит Артем Горлюб (ЗАО «ГВСУ-Риэлти»). Причем проблемным для застройщика бывает не тот объект, в котором покупатель купил квартиру, а другой, например, на начальной стадии строительства, но если застройщик обанкротится, это не спасет и дольщиков практически завершенного жилого комплекса.


Дом построен, но не сдан
Риски недостроя и затягивания сроков строительства сходят на нет, только когда дом полностью достраивается, тогда же становится понятно, выполнил ли застройщик свои обязательства по качеству. Однако построить дом – это еще полдела, перед заселением необходимо, чтобы он получил заключение органа государственного строительного надзора о соответствии требованиям технических регламентов и проектной документации (ЗОС) и разрешение на ввод в эксплуатацию (РВЭ). А этот процесс иногда растягивается на годы и порою требует дополнительных затрат времени, нервов и денег и приводит к судебным разбирательствам. К тому же, как отмечает адвокат Олег Сухов, даже на этом этапе застройщик может начать процедуру банкротства, к примеру, если достройка проекта будет невозможна или не интересна ему или местным органам власти, и тогда у покупателей или дольщиков возникает риск остаться и без жилья, и без денег.

Хотя в большинстве случаев рано или поздно, но достроенные жилые комплексы все-таки вводятся в эксплуатацию. «Причем если говорить о Москве и Подмосковье, то сейчас редко кто задерживает ввод объекта более чем на полгода», - оптимистично уверяет Наталья Бланкова, маркетолог компании «Эталон-Инвест». Задержки же указанного процесса происходят по целому ряду причин. «Например, могут возникнуть сложности с проведением инженерных сетей и подключением к коммуникациям», - говорит Роман Семчишин (TEKTA GROUP). Это, возможно, самая распространенная проблема, с которой, по данным адвоката Олега Сухова, сталкивается около 10% новостроек.

Она возникает вследствие просрочки технических условий или несоблюдения оных, ошибок в разрешительной документации на строительство или ошибок, допущенных при проектировании и строительстве инженерных систем, либо недостатка мощностей в данном районе, а иногда и по халатности застройщика. «К примеру, очень часты ситуации, когда застройщик не производит прокладку внешних сетей. Так, в Балашихе был случай, когда не подключили к сетям целый микрорайон, переложив эту заботу на городские власти. Проблема была решена только через 1,5 года после массовых демонстраций обманутых дольщиков», - рассказывает Артем Горлюб (ЗАО «ГВСУ-Риэлти»).

Также нередки случаи, когда застройщик строит коммуникации, но не может получить разрешение на их подключение – из-за низкого качества инженерных сетей или административных дрязг. Причем надо отметить, что такой риск выше, когда дом строит небольшая компания, особенно если это ее первый проект: «Как правило, у подобных застройщиков нет отлаженной работы с муниципалитетом и нет лоббиста по техническим условиям и административным вопросам», - объясняет Родион Алексеенко («СКМ Групп»).

«Также к существенным причинам задержек ввода жилья в эксплуатацию можно отнести отклонение от проекта в процессе строительства (например, увеличение этажности, увеличение общей площади дома), нарушение технологий строительства, административные проблемы (например, неисполнение условий инвестконтракта или необходимость его корректировки) и т.д.», - перечисляет Алексей Харитонов («ЮИТ СитиСтрой»). Самый печальный случай, когда оказывается, что дом построен незаконно, к примеру, на площадке, не предназначенной для строительства жилья или неправильно оформленной в собственность или аренду, либо по инвестконтракту, полученному нелегитимным путем в обход существующих ограничений на строительство и градостроительных планов. В подобных ситуациях уже готовые дома вместо получения разрешения на ввод в эксплуатацию даже попадали под снос. Но, правда, подобных историй все-таки не много, гораздо чаще возникают вопросы к качеству объекта.

«Бич всех новостроек – это строительные недостатки: разбитые окна, не закрывающиеся двери и окна и более серьезные нарушения, к примеру, упомянутое выше отклонение лифтовой шахты», - говорит Артем Горлюб (ЗАО «ГВСУ-Риэлти»). В кризисные и посткризисные годы доходило до того, что застройщики в процессе строительства даже переходили на более дешевые и некачественные материалы, и сегодня у подобных проектов регулярно возникают проблемы при вводе в эксплуатацию. «А вообще, по причине несоответствия здания строительным нормам и требованиям к охране окружающей среды или пожарной безопасности, отсутствия остекления на лоджиях или заявленного в разрешительной документации муниципального ремонта задержкой получения РВЭ страдают около 5% новостроек», - сообщает адвокат Олег Сухов. Правда, в подобных случаях лучше уж задержка, чем сдача дома в обход всех правил, что чревато проживанием в некачественном жилье и даже угрозой для жизни и здоровья.

Проблемы с инженерными системами и ненадлежащим качеством жилья – самые серьезные, их решения даже при самом благоприятном исходе обычно приходится ждать не менее полугода, поэтому если причины задержки ввода в эксплуатацию не столь серьезны, то можно считать, что повезло. «К примеру, задержка может быть из-за несоответствия данных БТИ и проектной документации по вопросу нумерации квартир, если в документах, допустим, нумерация справа налево, а в БТИ наоборот. Либо вскрываются технические ошибки в ДДУ», - говорит Артем Горлюб (ЗАО «ГВСУ-Риэлти»). Также застройщику иногда нужно дополнительное время на приведение документации согласно требованиям Госстройнадзора, на сбор всевозможных справок и устранение мелких недоделок. И как уверяет Алексей Харитонов («ЮИТ СитиСтрой»), все подобные вопросы, как правило, решаются в течение трех месяцев.


После введения в эксплуатацию
Но и после ввода проекта в эксплуатацию остаются риски, связанные с заселением, обустройством быта и оформлением квартир в собственность.

Очень часто государственная комиссия, принимающая дом, пропускает какие-то недостатки, а если у застройщика «все схвачено», то в эксплуатацию может быть введен совершенно некачественный объект. И в таких случаях за качество приходится бороться самому покупателю: отказываться от подписания акта передачи квартиры, писать претензии застройщику об устранении недоделок на основании договора долевого участия (по 214-ФЗ застройщик обязан обеспечивать качество жилья, а также устанавливается гарантийный срок, в течение которого он должен устранять все дефекты бесплатно), а то и обращаться в суд.

Проблемы могут возникнуть и с коммуникациями. «Например, при подключении дома к внешним инженерным сетям по временной схеме (подключение электричества по «воздушке» и т.п.), в результате чего потребитель (особенно это касается Московской области) рискует остаться без воды и света», - говорит Татьяна Тикова, директор департамента по управлению активами Группы ПСН.

В частности такое возможно, если проект вводится в эксплуатацию поэтапно: «В таких случаях подключение первых очередей может происходить по временной схеме к существующим коммуникациям с расчетом на подключение впоследствии к новой мощной инфраструктуре. Но если с ее строительством по тем или иным причинам возникают проблемы, то первые очереди так и остаются подключенными по временной схеме либо на какое-то время вовсе остаются без коммуникаций», - рассказывает Наталья Бланкова («Эталон-Инвест»).

Известны и такие истории, когда после ввода дома в эксплуатацию застройщик попросту отказывался переводить дом на постоянную схему подключения. Вообще, если объект получает РВЭ, имея подключение по временной схеме, это может означать, что застройщик не выполнил ряд технических требований или даже не оплатил подключаемые мощности для подключения по постоянной схеме. Управляющая компания (часто аффилированная с застройщиком), тем не менее принимает такой дом, закрывая вопрос гарантийным письмом с соответствующими обязательствами. Но исполнять их никто не спешит, ведь подключение по постоянной схеме требует немалых затрат, и в результате через пару лет жильцы, к примеру, уставшие от перебоев с электричеством, могут получить предложение скинуться на трансформаторы и щитовые.

И даже если застройщик оказывается честным, исправляет свои ошибки, устраняет недоделки и переводит проект на постоянную схему подключения, это занимает время. «В течение которого лифты работают непостоянно, возникают протечки в трубах, наблюдаются перебои с водой, отоплением, энергоснабжением и вывозом мусора и т.п. А возможность в полной мере пользоваться всей инженерной инфраструктурой дома, т.е. нормально жить, нередко появляется только через 3-4 месяца после сдачи дома», - говорит Алексей Харитонов («ЮИТ СитиСтрой»). Таким образом, как отмечает Сергей Яковлев, заместитель генерального директора по правовым вопросам ЗАО «Группа компаний «Жилищный капитал», появляется риск дополнительных финансовых издержек для тех, кто снимает жилье или привлек для оплаты новостройки кредит, планируя погасить его за счет продажи имеющийся квартиры (той, в которой заемщик проживает). Но, впрочем, этот риск может возникнуть и ранее, при любых задержках в строительстве дома или в получении РВЭ.

Однако более серьезная проблема после ввода в эксплуатацию и подписания акта приема-передачи жилья может возникнуть с его оформлением в собственность. А это значит, что в квартире нельзя будет зарегистрироваться, ее не получится продать, обменять или сдать в аренду (с договором, т.е. официально).

Оформление в собственность чаще всего затягивается из-за бумажной волокиты: «К примеру, если застройка ведется на государственной или муниципальной земле, для регистрации права собственности долевых инвесторов необходимо, чтобы застройщик и местные власти подписали акт реализации инвестиционного проекта. Он подтверждает, что местные власти не имеют претензий к застройщику в части его имущественной доли, и только при наличии данного документа права на построенное жилье могут регистрироваться в Росреестре. Если же этот акт не подписан, остается только ждать его подписания или признавать права на квартиры в новостройках в судебном порядке», - объясняет Василий Шарапов, юрист девелоперской компании «Сити-XXI век». Единственно, радует тот факт, что суды чаще оказываются на стороне покупателя, но в любом случае, они отнимают время и нервы, а если жилье приобреталось в ипотеку, то еще и увеличивается переплата по кредиту, ведь до оформления недвижимости в собственность ставки выше.

«При этом с задержками и риском судебного оформления собственности сталкивается около 80% покупателей новостроек», - сообщает адвокат Олег Сухов. Если недвижимость реализовывалась по ДДУ в соответствии с 214-ФЗ, то вероятность обойтись без суда выше, в этом случае задержка с оформлением в собственность чаще всего возникает лишь при регистрации первой квартиры, ведь Росреестр проверяет всю документацию, а последующие объекты в том же доме регистрируются довольно быстро, хотя проволочки, конечно, бывают. «Но, правда, если разрешение на строительство было оформлено после 01.04.2009 г., то по закону участник долевого строительства вправе претендовать на получение неустойки», - говорит Сергей Яковлев («Группа компаний «Жилищный капитал»). То есть не все так плохо. А вот если жилье приобреталось в обход 214-ФЗ или раньше, чем он был принят, то есть по предварительным договорам купли-продажи, векселям и т.п., то вероятность суда возрастает. И даже при благоприятном стечении обстоятельств ждать оформления в собственность приходится дольше – по данным Алексея Харитонова («ЮИТ СитиСтрой»), год и даже больше - ведь застройщик сначала должен оформить проект в свою собственность, а потом уже каждая квартира в индивидуальном порядке переходит от застройщика к ее новому владельцу. И надо иметь в виду, что даже на этом этапе может быть раскрыта незаконность постройки или нарушение технических условий при ее строительстве, и, как отмечает Вадим Черданцев, старший юрист практики «Земля. Недвижимость. Строительство» юридической фирмы «Клифф», все может закончиться сносом здания как самовольной постройки.

«Кроме того, при покупке квартиры после ввода дома в эксплуатацию, но до оформления прав собственности сделка оформляется уже не ДДУ, а предварительным договором купли-продажи, по которому не возникает права требования», - говорит Наталья Козлова («Главмосстрой-недвижимость»), а это повышает риск задержек с оформлением в собственность и риск двойных продаж. Успокаивает лишь то, что на практике подобные случаи единичны.

А вот неоправданно большие счета за коммунальные услуги – это распространенная проблема: «Известно немало случаев, когда управляющие компании на этапе заселения дома определяются застройщиком, они назначают высокие цены за свои услуги, но при этом мусор не вывозится, неисправные коммуникации не ремонтируются, подготовка к отопительному сезону производится с опозданием и т.п.», - говорит Сергей Яковлев («Группа компаний «Жилищный капитал»).

Уберечься от всех рисков, конечно, очень сложно, но в продолжении данной темы «Портал о недвижимости MetrInfo.Ru» расскажет, как их можно снизить, а также даст советы, как себя вести, если проблемы все-таки случились.