Не буду рассказывать сказки про «родственников» и «знакомых» – эта история приключилась лично со мной. Была у меня квартира, которую я продал в сентябре 2007 года. А нынешней весной, узнав, что на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) имеется замечательный сервис «Узнай свою задолженность», зашел. Батюшки! Налоговая инспекция имеет ко мне претензии – 482 рубля налогов на имущество плюс 148 рублей пени. А на территории той самой ИФНС у меня только та квартира – больше имущества в тех краях не было и нет.
В общем, ситуация показалась обозревателю «Портала о недвижимости MetrInfo.Ru» вполне заслуживающей того, чтобы поведать о ней широкой общественности.
Звоню в инспекцию. Да, проблема в этой квартире.
- А ничего, что она давно продана?
- Ничего!
- Что я должен сделать?
- Приехать и привезти подтверждающие продажу документы.
- Но ведь это не моя обязанность, информацию о сделках должен передавать вам Росреестр. Да и просидеть у вас в очереди весь день можно…
- Это ваши проблемы!
- А если я ничего делать не буду – документы вам не привезу?
- Будем продолжать начислять вам налоги за последующие годы плюс пени, а когда сумма превысит 5000 рублей – подадим в суд.
- А вам хочется судиться, зная, что у меня есть договор купли-продажи за 2007 год?
- Это не мое дело, это заботы нашего юридического отдела!
После столь чудесной беседы я воспользовался возможностью написать с сайта в ИФНС. Пришел ответ. «Уважаемый (хм, не заметил! – Прим. авт.) Владимир Вячеславович, сообщаем, что за Вами числится задолженность по налогу на имущество за 2009-2010 гг.».
Проблему я решил, только написав в городскую ФНС. Кстати, человек, с которым я там общался (дай бог ему здоровья!), сказал, что сотрудники районной налоговой инспекции уже успели выставить мне претензии за 2011 год – такие вот они деятельные и креативные.
Моя личная проблема решена, но, как говорится, остались вопросы. Первый из них: чья все-таки обязанность информировать налоговые органы о сделках с недвижимостью? И – поскольку в данном случае этого сделано не было – кто виноват?
Ответ экспертов оказался единодушным – это обязанность Росреестра. «Согласно п. 4 ст. 85 и п. 6 ст. 6.1. Налогового кодекса РФ, территориальный орган Росреестра обязан в течение 10 дней со дня регистрации сделки сообщить о данной сделке в налоговую инспекцию, - выражает это всеобщее мнение Дарья Погорельская, руководитель юридического департамента ГК «МИЦ». – Если же этот срок будет нарушен, то все равно не позднее 1 марта года, следующего за годом, в котором была совершена сделка, у инспекции должны быть сведения о продавце и проданной недвижимости (п.4 ст.85 НК РФ)».
Теперь следующее: почему же информация передана не была?
В Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве считают, что произошла техническая ошибка. «Данные в ФНС мы регулярно передаем – происходит это, естественно, в электронном виде, - сказали нам в Росреестре. – Но любая техника может иногда давать сбои. Скорее всего, происшедшее нужно расценивать именно так».
По поводу этого ответа позволю себе немного поворчать. Во-первых, вряд ли технический сбой может длиться так долго. За без малого шесть лет, прошедших с момента сделки, «недоразумение» можно было бы и устранить. А во-вторых, когда лично я совершаю ошибку, и мне на нее указывают – я обычно говорю «извините!». Сотруднику налоговой ничего подобного в голову не пришло – напротив, она продолжала настаивать на своем, грозила судом. Здесь, вероятно, дело в материи, которой многие были лишены в детстве. Я об элементарном воспитании.
Идем дальше. Такой вопрос: как вести себя тем, кто попал в такую ситуацию? Был ли мой путь (обратиться в вышестоящую организацию) оптимальным, или имеются другие?
На поверхности, конечно, лежит ответ «отправить в ИФНС сканы договора купли-продажи». Удобно, комфортно, все делается через интернет. К сожалению, не получается: сканы я отправлял. В ответ – тишина, только каждый день прибавляется несколько копеек к требуемой фискалами пене…
Опрошенные нами эксперты назвали два пути. Первый – это все-таки пытаться достучаться до налоговой инспекции. Причем, как выясняется, сидеть при этом в очереди совершенно необязательно. «Гражданину следует обратиться в ИФНС по месту нахождения квартиры с письмом, содержащим требование о снятии неправомерных доначислений налога на имущество с приложением копий документов о продаже квартиры, - говорит Дарья Погорельская («МИЦ»). – Сопроводительное письмо с перечнем прилагаемых документов необходимо сделать в двух экземплярах, на одном из которых поставить «входящий» штамп инспекции при личном обращении. Либо можно направить такое письмо по почте с описью вложения. В письме нужно указать срок для ответа (один месяц) и фактический адрес проживания гражданина».
Ну а если в месячный срок ответ из налоговой инспекции не придет – тогда можно обращаться и в вышестоящий налоговый орган, и в суд. Причем отсутствие ответа на документально оформленный запрос будет, понятно, аргументом в вашу пользу.
Второй путь предлагает Олег Сухов, адвокат. «Лучше всего просто бездействовать, - убежден эксперт. – Как показывает практика, обращение в суд налоговыми органами по взысканию незначительных задолженностей происходит крайне редко. А в случае с проданной квартирой может и не произойти вовсе. Для подачи искового заявления налоговой службе необходимо подтвердить принадлежность квартиры должнику, для чего из Росреестра берется сообщение о зарегистрированных правах. Если при получении такого сообщения выяснится, что «должник» собственником недвижимости не является много лет, то основания предъявлять к нему иск отпадут сами собой. Другой немаловажный момент – срок исковой давности. Взыскать задолженность и пени можно только за последние три года. И принцип налоговой инспекции, по которому последняя в течение долгих лет выжидает увеличения долга, достаточного для обращения в суд, никогда не сработает, т.к. сумма задолженности всегда будет насчитываться на последние три года».
Не могу не признать, что совет дельный и полезный. Но лично мне он не подошел бы: как-то не смог бы я спокойно смотреть, как сайт ФНС провозглашает меня должником. Нервная организация не та. И, кроме того, «порог» в 5 тыс. руб. (после которого фискалы обращаются в суд) вовсе не кажется таким непреодолимым. Пока – да, но ведь надвигается повышение налогов на собственность, и московская квартира за один год будет «пробивать» эту планку…
Далее встает вопрос о возможном суде. Если бы я на нем присутствовал – ничего страшного (у меня же есть договор купли-продажи). Но приходилось слышать о судебных процессах, происходивших в отсутствие обвиняемого. По старому адресу мне присылается извещение, новый хозяин квартиры выбрасывает его в мусорную корзину – и суд решает, что я злостно игнорирую его приглашения. Возможный сценарий?
К сожалению, вполне возможный. «Суд будет извещать ответчика по адресу постоянного места жительства, - говорит Василий Шарапов, юрист девелоперской компании «Сити-XXI век». – Если ответчик по данному адресу отсутствует, то суд вправе провести судебное заседание и принять решение в отсутствие ответчика. Вместе с тем, если принято заведомо незаконное решение, данное решение может быть обжаловано ответчиком в вышестоящем суде».
Иными словами, вопрос упирается в то, станут ли сотрудники суда разбираться, проживаю ли я по прежнему адресу. Если поленятся – совершенно не исключено, что посчитают, что я просто не являюсь по их повесткам. Да, конечно, гипотетическое решение взыскать налоги и пени будет абсолютно незаконным. Его можно будет опротестовать в вышестоящем суде (это подтвердили все опрошенные эксперты) – но для этого мне придется изрядно побегать по судебным инстанциям и «поглотать там пыль»…
Следующая тема. Если я, к примеру, проеду в автобусе без билета и меня на этом поймают – поездка обойдется мне не в 20 руб., а в 1000, таков сегодня размер штрафа. Это справедливо: хотел сжулить – расплачивайся. Нельзя ли применить такой же принцип и к сотрудникам налоговой – их действия кажутся мне вымогательством с использованием служебного положения? Есть ли прецеденты, когда плательщики налогов сами подавали в суд на фискалов?
К сожалению, выходит, что нельзя. «Описанная автором ситуация выдает в нем нечастого посетителя фискальных учреждений, не привыкшего к суровым нравам российских чиновников», - иронически отмечает Тимофей Титаренко, ведущий юрисконсульт ЗАО «Балтийская жемчужина». Я и не спорю – напротив, соглашусь, что стараюсь избегать общения с некоторыми категориями граждан.
«Это не вымогательство, а халатность сотрудников, - считает Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп». – Дешевле и легче один раз съездить в ИФНС, чем инициировать длительный судебный процесс». А адвокат Олег Сухов обращает внимание на то, что ФНС в данном случае поступает совершенно в рамках закона – ведь это Росреестр не исполнил своей обязанности по ее извещению о прекращении права собственности на недвижимое имущество. «Есть ли целесообразность тратить свое время, средства и силы на предмет доказывания того, что никогда не будет иметь никакого значения?» - задается вопросом эксперт.
И, напоследок, еще один вопрос. В новостях проскочило сообщение, что глава Минфина г-н Силуанов выступил с идеей: граждане сами должны сообщать в органы ФНС о сделках со своей недвижимостью. В каком виде эта инициатива пребывает сегодня: просто идеи, готового законопроекта, еще чего-то? Если будет принята – что будет? Налоговая станет «терять» информацию о том, что квартира поменяла собственника – и гражданин еще и виноватым окажется?
«Пока нет соответствующего законопроекта, - отмечает Леонид Сандалов, заместитель директора АН «Бекар». – При этом целью предлагаемых изменений как раз и является исключение неправильных начислений налога на имущество: граждане должны сами позаботиться о том, чтобы налоговая знала о смене собственника недвижимости и не начисляла им налог. Такие изменения облегчат жизнь Росреестру, который сможет больше не предоставлять сведения о продаже квартир в налоговую и переложит ответственность за это на граждан. При этом возможность неправильного начисления налога будет по-прежнему зависеть от того, внесет ли налоговая соответствующие сведения в свои реестры, и совершенно неважно, от Росреестра эта информация поступит или от граждан».
Впрочем, эта идея может и воплотиться в жизнь (см. комментарий Федеральной налоговой службы внизу текста), но пока говорить о чем-то конкретном рано.
Резюме от портала www.metrinfo.ru
Вывод, собственно, один: бывшему собственнику квартиру лучше самостоятельно известить ФНС о продаже своего имущества. Да, делать этого вы по закону совершенно не должны – это обязанность Росреестра. И в суде в случае чего будете кругом правы. Но доказательство этой правоты может оказаться столь муторным, что – право слово! – лучше потратить эти несколько часов на визит в налоговую.
Комментарий Федеральной налоговой службы
По вопросу предоставления в налоговый орган сведений о сделках с недвижимым имуществом Управление имущественных налогов (далее - Управление) сообщает.
Порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон № 2003-1).
Согласно положениям статьи 1 Закона № 2003-1, плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации (Росреестр) и его территориальные органы.
Пунктом 4 статьи 5 Закона № 2003-1 установлено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним ежегодно представляют в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года, в том числе сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним.
В случае отсутствия в налоговом органе сведений, необходимых для исчисления налога на имущество физических лиц, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган соответствующие документы. На основании представленных налогоплательщиком документов налоговый орган направляет запрос в орган, осуществляющий кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с целью подтверждения сведений, полученных от налогоплательщика, и только после получения подтверждения сведений налоговый орган производит перерасчет налога на имущество физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктами 10 и 11 статьи 5 Закона № 2003-1 предусмотрено, что привлечение к уплате налога на имущество физических лиц или перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.
Так, в случае продажи физическим лицом-собственником недвижимого имущества, в отношении которого налоговым органом налог на имущество физических лиц не исчислялся или исчислялся некорректно, налоговый орган вправе на основании вышеуказанных пунктов Закона № 2003-1 исчислить или произвести перерасчет ранее исчисленного налога и предъявить его к уплате.
По вопросу о самоинформировании физическими лицами налоговых органов сведениями о находящихся у них на праве собственности объектах недвижимого имущества Управление сообщает, что данная инициатива отражена в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
Согласно действующему законодательству, транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц в отношении налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений об объектах налогообложения указанными налогами, представляемых соответствующим регистрирующим органом в порядке, установленном статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
В ряде случаев необходимые для налогообложения сведения отсутствуют в базе данных соответствующего регистрирующего органа или недостаточны для исчисления налогов. Кроме того, не исключены случаи представления в налоговые органы ошибочных данных об объектах налогообложения, что приводит к увеличению количества перерасчетов и направления повторных налоговых уведомлений.
В целях совершенствования системы информирования налоговых органов об объектах налогообложения указанными налогами «Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» поставлена задача рассмотреть вопрос о самоинформировании физическими лицами налоговых органов сведениями о находящихся у них на праве собственности транспортных средствах и объектах недвижимого имущества, в случае некорректно исчисленных налоговых обязательств, в связи с отсутствием в базе данных соответствующего органа и организации достаточной информации для однозначной идентификации налогоплательщика и (или) объекта налогообложения.