Сделка с участием детей: как продать и купить квартиру без проблем. Когда нужно разрешение органов опеки. Острые вопросы: переезд на меньшую площадь, жилье требует ремонта, рядом нет школы и садика

Недавно наш журнал рассказывал об особенностях сделок с недвижимостью в случаях, когда продавец или покупатель состоят в браке. Сегодня мы продолжим «семейную» тему и поговорим о другой весьма распространенной ситуации – наличии в продаваемой квартире детей. В подобных обстоятельствах у сделки тоже появляются свои особенности.

Данная статья является справочно-информационным материалом, вся информация в ней представлена в ознакомительных целях и носит исключительно информационный характер.
Оценить квартиру в Москве и Подмосковье – Онлайн калькулятор

Тем, кому интересна предыдущая статья «Портала о недвижимости MetrInfo.Ru» о мужьях, женах и их сделках, мы предоставляем возможность ее прочитать: «Сделка с квартирой - зачем нужно согласие жены. Внимание покупателям: проверяйте семейный статус продавца, от холостяка требуйте подтверждения его «одиночества». Лучше иметь дело с крепкой семьей!». А сами переходим к детской теме.
 

UNO Соколиная гора. Будь первым! Старт продаж. Новый жилой комплекс бизнес-класса у парка Измайлово. Квартиры от 9,2 млн. Рядом метро
Реклама
Застройщик: АО ГК ОСНОВА. Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф.
Подробные условия акций смотрите на сайте gk-osnova.ru.

До 18, но с оговорками
Начнем, как водится, с азов – кто такие дети? При всей внешней очевидности обсуждаемого предмета тут все не так просто. Судите сами: московский пассажирский транспорт переводит человека в разряд взрослых с семи лет – надо оплачивать проезд. На железной дороге детский билет – до 10-летнего возраста. Паспорт гражданин РФ получает в 14. В 18 лет приходит основной объем радостей и горестей взрослой жизни – возможность работать полный день, вступать в брак, отправиться в армию… Последним «звоночком молодости», обнаруженным мной в законах, оказался возраст в 35 лет – с этого момента гражданин может быть избран на должность президента Российской Федерации. Хотя последнее ограничение вряд ли имеет практическое значение для 99,99% населения, но все же…

Что касается обсуждаемого нами предмета, т.е. сделок с недвижимостью, то с ними ситуация такая. Как справедливо замечает Сергей Поправка, директор юридического департамента компании Penny Lane Realty, действующее законодательство РФ не содержит понятия «дети» - в нем есть лица «малолетние» и «несовершеннолетние». Они не обладают гражданской дееспособностью, т.е. правом «приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их».

Переход во взрослое состояние, согласно закону, в основном происходит в 18 лет. «Этот возраст совершенно четко установлен ст. 21 Гражданского кодекса РФ, - говорит Олег Самойлов, генеральный директор компании «Релайт-Недвижимость». – По его достижении гражданин обретает полный объем дееспособности».

Правда, оговорки имеются и здесь. Существует понятие «эмансипация». Согласно ст. 27 ГК, она означает объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. Условие – работа по трудовому договору или занятие (с согласия родителей, усыновителей или попечителя) предпринимательской деятельностью. Наступать эмансипация может с 16-летнего возраста. Также полностью дееспособным человек становится при вступлении в брак – даже если это произошло и до 18-летия.

И последнее, что надо сказать здесь. Двумя абзацами выше мы говорили о «малолетних» и «несовершеннолетних». Первые – это дети в возрасте до 14 лет, вторые – от 14 до 18 (если раньше не произошла эмансипация, конечно). Разница между этими категориями, разъясняет Дарья Погорельская, руководитель юридического департамента ГК «МИЦ», состоит в том, малолетние вообще не участвуют в сделках с недвижимостью – документы от их имени подписывают родители, усыновители или опекуны. А вот несовершеннолетние должны совершать сделки лично – но с письменного согласия своих законных представителей.
 

Без «опекунов» не обойтись
С тем, что дети до 18 лет (не считая «эмансипированных») должны получить для сделки согласие своих законных представителей – родителей (или усыновителей, опекунов), мы разобрались. Но есть еще одно условие: продажа недвижимости должна быть одобрена специальной государственной инстанцией – органом опеки и попечительства. Это, напоминают специалисты компании «МИЭЛЬ-Брокеридж», требование ст. 37 ГК РФ и ст. 60 Семейного кодекса РФ. Без документа от названного органа договор купли-продажи просто не пройдет государственную регистрацию в Управлении Росреестра.

Некоторое время назад (примерно до середины прошлого десятилетия) согласие «государственных опекунов» требовалось для любой сделки, где так или иначе фигурировал несовершеннолетний. Потом ситуация изменилась: разрешение по-прежнему однозначно нужно в случаях, когда ребенок входит в число собственников продаваемой квартиры. А вот если он там просто зарегистрирован по месту жительства – тогда нет. Правда, из последнего «послабления» есть некоторые исключения: например, если несовершеннолетний жил в квартире на момент ее приватизации, но не был включен в число собственников, то разрешение органов опеки все равно потребуется. Еще, добавляет Надежда Духова, руководитель отдела продаж агентства недвижимости «Триумфальная арка», в некоторых районах Московской области территориальные отделения Росреестра требуют бумагу от органов опеки и для просто зарегистрированных. Скажем так, «по инерции».
 

Видим: тетенька сидит. Полномочная на вид…
Познакомимся поближе с органами опеки и попечительства – коль скоро в нашем повествовании они занимают такое заметное место. Первая странность, которая бросилась автору в глаза еще в 90-е годы – у «опекунов» нет «вертикали». Если брать, к примеру, школы – то там над учителем есть череда начальников вплоть до министра образования. Над полицейским – тоже целая пирамида, вершиной которой является глава МВД. А у органов опеки ничего такого нет – просто специалист на уровне района. Как говорили знающие люди, лет 20 назад, когда первый мэр Москвы Г. Попов создавал городскую систему управления, он просто забыл о вертикальном подчинении «опекунов» - видимо, в силу не очень большой их важности.

Примерно до середины нулевых органы опеки трудились в составе районных управ. Однако затем уже следующий мэр – Ю. Лужков – затеял реформирование системы власти. Декларировалось оно как передача части полномочий от назначенных (управы) к выборным (муниципалитеты) органам. На практике все свелось к широко известному «на тебе, боже, чего нам негоже»: городские власти постарались отдать муниципалитетам самые малозначительные функции – «отдельные государственные полномочия в области образования, опеки и попечительства, защиты прав несовершеннолетних, а также в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства». Т.е. все то, отчего не проистекает никаких доходов, зато куча головной боли. Так изучаемые нами органы оказались в подчинении муниципалитетов.

Формально они называются «отделом опеки и попечительства». Но надо понимать, что глава муниципалитета (он же председатель комиссии по опеке) физически не может вникать во все тонкости, так что на самом деле все вопросы решает инспектор – обычно дама бальзаковского или постбальзаковского возраста. А глава муниципалитета просто подписывает подготовленные ею решения…
 

Царство субъективизма
Теперь, вероятно, главный вопрос: исходя из чего опека решает, что сделку можно разрешить? Задавшись им, мы быстро обнаружим, что этот вопрос, по существу, отдан на усмотрение самих «опекунов». «На федеральном уровне законодателем не определены критерии, на основании которых орган опеки и попечительства руководствуется при принятии решения, - отмечает Дарья Погорельская («МИЦ»). – Орган опеки и попечительства проверяет, не ухудшаются ли права ребенка».

«Действительно, каждый конкретный «опекун» решает этот вопрос, - подтверждает Юрий Шаранов, генеральный директор агентства недвижимости «ГЦН-групп». – Есть общее правило, согласно которому количество квадратных метров, приходящееся на ребенка, уменьшаться не должно. Однако возможны и исключения: например, люди переезжают из региона в Москву, где стоимость 1 кв. м выше. В этом случае разрешат обмен, при котором количество метров уменьшается».

«Помимо метров, роль играет и населенный пункт, район, инфраструктура и состояние квартиры, - отмечает Аркадий Власенко, генеральный директор ООО «АН «Мегаполис-Сервис» г. Железнодорожный». – Если в акте осмотра покупаемой квартиры инспектор напишет, что квартира требует ремонта, находится в неудовлетворительном состоянии, рядом нет ни школы, ни детского сада (зато на первом этаже пивная), то и получим отказ».

От себя автор может добавить следующее. Если в результате сделки ребенок однозначно выигрывает (метров больше, район лучше, дом новее и т.п.), то согласие органов опеки, конечно, будет получено – ну не звери же они! А вот в сомнительных случаях (скажем, меньше метров, но лучше район) многое зависит от того, как сами родители сумеют объяснить, зачем они затевают этот обмен. Могу привести пару примеров, которые видел лично. В одном случае мать объяснила, что хочет потерять 3 кв. м, но оказаться на юго-западе Москвы – там и поблизости бабушка, которая будет помогать ухаживать за маленьким, и очень хорошие школы вокруг… В другой раз получилось совсем фантастично: молодая семья уезжала от свекрови – с ней, как я понял, отношения невестки решительно не сложились. Свекровь кричала, что квартира «целиком ее», и требовала разделить «пополам» - т.е. половину ей, а половину ее сыну, его жене и малолетнему ребенку. Понятно, что при таких аппетитах согласовать сделку было невозможно, и инспектор по опеке, поглядев на этот семейный «театр Кабуки», согласилась на вариант, при котором доля ребенка существенно уменьшалась. А чтобы все выглядело законно, она сама (!) предложила молодым написать, что у их свекрови кошка, а у ребенка – аллергия на шерсть…

Одним словом (это мы возвращаемся к основной линии нашего повествования), решение органов опеки довольно часто бывает весьма субъективным.
 

А новостройки – никогда!
О том, что продажа вторичной квартиры и последующая покупка новостройки позволяет хорошо выиграть по количеству метров, сказано уже много раз. Беда, однако, в том, что приобретается «котлован», т.е. новой квартиры нет еще ни юридически, ни физически. И, как подтвердило большинство наших экспертов, согласовать такую сделку у «опекунов» невозможно. «Если дом не построен, опека разрешения не даст, - выражает это мнение Ольга Селютина, руководитель отдела вторичного жилья компании «Русский дом недвижимости». – Так как нет ни реальных квадратных метров, неизвестна стоимость объекта, непонятно его будущее».
 

Прочие детали
Посмотрим теперь, что представляет собой разрешение органа опеки и попечительства. С точки зрения юридической формы это постановление муниципалитета. В нем говорится, что в ответ на обращение заявителя такого-то ему разрешается провести сделку по продаже квартиры по такому-то адресу с одновременным приобретением квартиры по этакому-то адресу – с обязательным условием, чтобы доля несовершеннолетнего такого-то в этой квартире была не меньше, например, 50%.

Стандартно документ оформляется в течение месяца с момента обращения гражданина. Но, как отмечает Елена Жданова, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Право.Недвижимость.Семья.», могут сделать и быстрее. «Если у заявителя «горит», заседание комиссии могут провести и в течение недели», - говорит эксперт.

Разрешение не имеет срока действия. Но оно действительно только для тех квартир, которые семья с ребенком предполагает продать и купить. Так что если данная сделка сорвалась, то после подбора нового варианта придется отправляться за новым согласием.

И последнее. Поскольку, как уже было сказано выше, у «опекунов» нет четкого регламента и «вертикали», очень сложно оспаривать их решения. Так что в случаях, когда – как вам кажется – инспектор по опеке дает вам отказ без веских на то оснований, жаловаться можно лишь ее прямому начальнику – руководителю муниципалитета. Или – универсальный совет – в суд. Эта рекомендация, правда, столь же юридически безупречна, сколь и практически бессмысленна: суды длятся долго, так что к моменту, когда вы одержите безоговорочную победу, интересующая вас квартира давно будет продана.
 

Резюме от портала www.metrinfo.ru
Как всегда, соприкосновение с бюрократией вызывает смешанные чувства. С одной стороны, «фильтр» в виде органов опеки необходим: иначе многие дети остались бы без московского жилья. С другой – нормальные и законопослушные люди должны быть готовы к тому, что их сделка окажется более длительной и сложной.